Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [130]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [155]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 14 Ноября 19, 12:15
Начало » Статьи » прочее

Зачем сегодня нужен винил?
Зачем сегодня нужен винил?
Radiolyubitel
24 октября 2019, 20:10
Статья с сайта stereo.ru.

Сейчас идет «ренессанс винила» — рост продаж виниловых пластинок, виниловых проигрывателей и картриджей к ним.

Я сам слушал винил 30 лет, записывал виниловые пластинки на катушечный магнитофон Нота-М с 1969 года, Маяк 203 и Вега 106 с 1976 года, на Снежеть 110 с 1985 года, с 1987 на самодельный магнитофон со сквозным каналом записи-воспроизведения. Пластинки были в основном фирмы Мелодия, немного польских, венгерских и болгарских, поскольку денег на фирменные не было — писал с них на катушки. В 1997 году распрощался с этим форматом, перешел на CD и кассеты, соответственно, Technics 770 и Technics AZ6.

Я могу понять чем интересен винил производителям пластинок и проигрывателей к ним, ведь пик продаж CD — 1 миллиард 400 миллионов был в 2001 году, а затем падал каждый год примерно на 5-7 процентов. В результате закрываются магазины по продаже дисков, заводы по их штамповке, студии записи и т.д. А тут еще Apple вбила последний гвоздь в крышку гроба CD, начав продажи цифровых треков (на мой взгляд по грабительской не только для нас меломанов, но и для лейблов и музыкантов схеме распределения дохода: 70% Apple 20% студии записи 10% автору и исполнителю) и пираты с MP3 и FLAC помогли, плюс потоковые сервисы. В общем индустрия CD умирает. А винил не скачаешь и дома не нарежешь, придется покупать диски, если хочешь послушать.

Мое личное мнение: винил изжил себя, это артефакт прошлого века, когда не было ничего лучше и доступнее. Судите сами: механический формат с потерями качества при записи резцом мастер-диска, с потерями качества при переносе на матрицу, а затем при штамповке винила, с потерями при воспроизведении, когда твердая алмазная игла двигается по мягкому винилу и неизбежно изнашивает его. А если учесть мастеринг под винил с его завалом низких частот, полным вырезанием синфазных низких частот, завалом на высоких частотах, то картина становится совсем печальной, даже если не учитывать очень малое переходное затухание между стереоканалами.

Согласно советскому ГОСТ на виниловые пластинки уровень шума новой пластинки -55дб и рассчитана она на 50 проигрываний, а дальше уровень шума из-за износа возрастает катастрофически и она перестает соответствовать даже тому мягкому ГОСТ. Кроме того делает свое черное дело «Loudness War», и примерно с середины 90-х годов прошлого века много пластинок начали выпускать с сильно компрессированным динамическим диапазоном.

Не избежали этой напасти и CD. Мы живем в цифровом 21 веке и в 1982 году появился формат CD, который исключает механические потери качества и другие недостатки и позволяет записать и воспроизвести звук намного лучше, чем винил. В 1999 году появились суперформаты SACD и DVD-Audio, звук которых на порядок превосходит CD, а для меня лично очень важно — появился шикарный многоканальный звук.

В начале 70-х годов выходило много релизов на квадровиниле, например, известные Deep Purple «Machine Head» и Pink Floyd «Dark Side of The Moon» в оригинале выходили на квадровиниле, а я смог услышать их так, как они были записаны изначально только в 2005 году, когда у меня появились эти SACD. Кроме того много DVD Audio и SACD были сведены заново в многоканальном виде со студийных мастер-лент, например Dire Straits «Money for Nothing», который мне очень нравится и видимо не только мне — ему дали Grammy 2003 года за лучший многоканальный звук.

А Blu-ray c Dolby Atmos превзошел все мои ожидания. Вторую неделю слушаю своих любимых Beatles «Abbey Road» и каждый раз получаю наслаждение, а до этого Bohemian Rapsody (особенно бонус - 20.5 минут концерт на Уэмбли), Rocketman и т.д.

Я уважаю мнение тех, кому нравится теплый виниловый и ламповый стерео звук — каждому свое, но для меня лично архаичные винил и лампы умерли еще в прошлом веке. Да здравствует технический прогресс!

Источник: https://stereo.ru/qa/gx0o8-zachem-segodnya-nuzhen-vinil
Категория: прочее | Добавил(а): Trompete (27 Октября 19)
Просмотров: 395 | Комментарии: 19
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 19
1. (nibelung)   (27 Октября 19 01:10)
Винил нужен для того, чтобы переводить его цифру. Домашние оцифровки обычно лучше фирменных. После того, как оцифровали, его можно даже... слушать. Звучит он, естественно, лучше, но не настолько, чтобы делать это постоянно. Пластинка же от этого гибнет! Покупать же нововыпущенный винил - глупо, он же сделан с цифры. Аудиофилы - дураки! С другой стороны, хоть это и так, благодаря им до сих пор продаются вертушки.

17. Yuri (Сузуки)   (Сегодня 00:17)
Прочитав эту заметку, решил написать комментарий как ответ на вопрос в заголовке, всего одну фразу. Но тотчас увидел, что моя фраза уже открывает Ваш комментарий!
P.S. С продолжением я тоже полностью согласен.

2. Григорий Риммов (aspsp5)   (27 Октября 19 12:14)
Как утверждается еще в основах философии: развитие человечества имеет не прямой поступательный вектор, подъемы чередуются со спадами.
Звук на диске с огромными недостатками. Это выхолощенное, дистилированное звучание. Еще Караян правильно сказал, что предпочитает пластинки и потому, что аура исполнителя лучше с их помощью передается. Срок жизни дисков 10-30 лет. Такова технология. Диск рассчитан для хранения технической информации, фильмов, так называемой музычки, к которой, кстати, этот замечательный сайт не имеет никакого отношения. Плюсы дисков - расширенный частотный диапазон, отсутствие шума, простота в эксплуатации.
У винила есть и недостатки: часто проигрывать - ухудшается качество, нужен дорогой проигрыватель. Даже старые акустические записи вокалистов на пластинках (если они в приличном состоянии) в некотором смысле звучат лучше. Оцифровки не лучше. Надо просто пользоваться качественным проигрывателем.
Диски - дешевка,временный проект. Пластинки - высокое искусство, которое вечно.

3. (nibelung)   (27 Октября 19 12:33)
Да, оцифровки не лучше. Но, слушая оцифровки, вы бережёте диск. Или вы считаете, что ваше удовольствие ценнее редкого винила?!

4. Taras V. (little_listener)   (27 Октября 19 14:12)
Если уж ссылаться на "основы философии", то развитие идет по спирали. Новые технологии -- новый виток. Не совсем корректно сравнивать первые робкие неверные шаги новой технологии с наработанными на протяжении достаточно долгого времени достижениями предыдущей.

Немаловажными факторами, которые нельзя сбрасывать со счетов, тут являются компактность носителей и значительное удешевление продукта на выходе. В конце концов, виниловые диски в своё время тоже явились малобюджетной заменой живой музыке. Аристократы предпочитали крепостной хор и домашний оркестр. В каком-то смысле их тоже можно понять.

5. Григорий (Отрепьев)   (27 Октября 19 17:47)
Сам Ник "Radiolyubitel" уже даёт исчерпывающий ответ на вопрос.. ;)

А зачем сегодня нужен ресторан с тремя звёздочками от "Мишелен" без музыки и танцев, если есть замечательные и блестящие "забегаловки"?.. bibi haha fudge

6. (terrestro)   (27 Октября 19 19:17)
Попсовые побрякушки, разумеется, лучше слушать в формате Blu-ray c Dolby Atmos. Это ясно даже законченному ослу.

7. Александр (Trompete)   (27 Октября 19 19:29)
Мое личное ощущение от винила (с которым я имел дело в течение в течение 35 лет) - да, очень теплый звук, атмосфера душевного домашнего уюта в стенах маленькой комнатки. Но душновато - в звуке не хватало воздуха, который на самом деле убирался вместе с беспощадно урезанными верхними и нижними частотами и динамической компрессией (слишком громкое надо сделать потише, иначе игла завибрирует, а слишком тихое - погромче, иначе звук утонет в фоновых шумах). Эта нехватка воздуха сразу бросалась в уши, как только приходил в зал на живые концерты.

Если замкнуться в домашней конуре и подолгу не слушать живые концерты (признаю, что и у меня раньше были такие периоды), то винил, возможно, самое оно. Но сегодня для меня он слишком далек от реального живого звука.

Цифровой звук CD, конечно, тоже не идеал, но к реальности намного ближе.

8. (terrestro)   (27 Октября 19 19:35)
Я не считаю. винил верхом совершенства. И я криво ухмыляюсь, глядя на новые записи, вышедшие на виниловых дисках. Это же дебилизм - переводить дегитальный звук на винил, который, действительно, подвергался капитальной кастрации при переводе с магнитной записи на винил. У каждого тон-мейстера, занимавшегося этим делом, был своё понимание качества звука, да ещё и технические требования к этому... Любой человек, имеющий винил, услышит разницу звучания одной и той же записи на пластинках разных заводо (я о МЕЛОДИИ). Кстати, разные по звуку были и записи, которые издавались, скажем, в ГДР и в Чехословакии, хотя изначально были сделаны в одной из этих стран. Я всегда предпочитал чешские перепечатки записей ГДР, когда это удавалось. Много ярче и шире диапазон частот был на СУПРАФОНЕ...
Но теперь... Я не вижу смысла писать то, что сейчас выходит, в роскошном звуке (я о классике). Поскольку классическая музыка, исполнители её, к сожалению, превратились в такую же попсу. Все эти Богом проклятые аутентисты и новомодные бесталанные капельмейстеры (имя им легион) совершенно недостойны того, чтоб собирать их записи, сделанные по последнему слову техники, с техническими наворотами. Время Рихтера, Гульда, Бёма, Фуртвенглера и других великих прошло, их записи, конечно, лишь бледные тени того, что было вживе.... Но их уже не запишут в Блю-рей

9. Александр (Trompete)   (27 Октября 19 20:28)
В 60-е я выбирал Этерну (ГДР), а на Супрафоне звук был слишком глухим. Потом вроде бы ситуация изменилась (возможно, персонал поменялся).

10. (terrestro)   (27 Октября 19 20:31)
Старый супрафон имел плоский звук. Ситуация поменялась, когда пошли этикетки синие с серебром лейбла, все памятные

12. (nibelung)   (28 Октября 19 20:34)
Очень точно сказано. Неумехи не стоят хайреза...

11. (Тугоухий)   (28 Октября 19 00:00)
Винил мёртв, а я ещё жив. huh

13. andrew (andrewd76)   (29 Октября 19 11:59)
CD, винил..
слушать надо Reel-to-reel
https://en.wikipedia.org/wiki/Reel-to-reel_audio_tape_recording

14. КОТ (begemottkott)   (04 Ноября 19 19:10)
> Цифровой звук CD, конечно, тоже не идеал, но к реальности намного ближе.

Мы категорически не согласны.

Скажем так: при *одинаковой* стоимости вертушки и CD-плеера качество звучания вертушки намного лучше. CD -- плоский, скучный звук. Пластинка -- завораживающий, с кучей "дефектов" (вроде дыхания исполнителей). Не исключено, что при стоимости за, скажем 10 тысяч долларов качество пластинки и CD потихоньку сливается воедино; не знаем, хотя сомневаемся.

Чисто теоретически -- из-за низкой частоты оцифровки сильно теряется относительная фаза сигнала (можно передать чистую синусоиду до 22КГц но при этом нельзя указать фазу с точностью лучше пи/2). Так что слушать такую оцифровку -- как смотреть на улицу через запотевшее стекло: контуры видны, расположение предметов пропало; глаз уже не радует.

Ещё хороший пример -- как смотреть в очках и без (прописали нам тут очки :). Когда звук не разбредается, все фазы переданы правильно -- скажем, нажатие клавишы (sic) будет передано гораздо чётче. Лично нам кажется, что всё это прекрасно слышно. На научном языке -- cos t + cos 2t + cos 3t + cos 4t + ... в точке t=0 -- бесконечность, а если на фазы наплевать и подвигать косинусы вправо-влево -- никакой бесконечности близко не получится,будет не качественный щелчок, а, извините, горестный всхлип. (Для тугоухих умников и прочих математиков: теорема Владимира Александровича Котельникова относится к _непрерывным_ функциям, даже, не побоимся этого слова, к *равностепенно* непрерывным [ещё точнее -- с компактным спектром], так что вот не надо на неё ссылаться в который раз. Да и замеры для восстановления сигнала велено делать _точно_, а не в 16 бит.)

15. (Тугоухий)   (04 Ноября 19 20:35)
Эти аргументы на сайте уже фигурировали.

"CD -- плоский, скучный звук." Поскольку он близок оригиналу, то плоским и скучным может быть только при плоском и скучном исполнении или же при плоском и скучном воспрятии. Причём второе более вероятно ;) . А любовь к шумам, ограниченному диапазону, компрессии; вертушкам с диском из акрила, тангенцальным тонармом, эллиптической иглой, весом десятки кг, стоимостью с иномарку класса В или С. "У каждого свои слабости" - говорил один француз, варя в чугунке голову своей бабушки. laugh

Влияние фазовых искажений на восприятие звука до сих пор не установлено. Следовательно, логично предположить, что оно малосущественно. Пи/2 на частоте 22 кГц надо оценивать относительно Пи/2 на частоте 1кГц, в окресностях которой содержится наиболее значимая часть спектра.

Дальнейший текст, не будучи математиком, оставлю без комментариев, кроме двух моментов. 1. Качество передачи щелчка (обычно рассматривается передача прямоугольного импульса) в большей степени зависит не от фонограммы, а от качества усилителя, и, в ещё большей степени, от качества акустической системы.
2. "Да и замеры для восстановления сигнала велено делать _точно_, а не в 16 бит.)" Что значит точно? Есть записи в 24 бит. Вам мало?
При том, что 16 бит при грамотной реализации обеспечивают динамический диапазон, превосходящий возможности бытовых акустических систем и наушников.

В заключение скажу, что математик, отрицающий цифровые методы фиксации и воспроизведения звука, вызывает у меня ассоциацию с коммунистом, стоящим в церкви и осеняющим себя крестным знамением. pardon

16. Виталий Кассис (Cassis)   (Вчера 12:47)
даёшь кассеты с магнитной лентой!

18. (Тугоухий)   (Сегодня 07:28)
Когда появились первые переносные транзисторные магнитофоны, это было глумление над слухом: звук плавал. :(
Вообще в отношении отечественных бытовых магнитофоном мной было установлено (с помощью генератора звуковой частоты и осцилографа) эмпирическое правило: верхний порог воспроизводимых частот в 2 раза ниже указанного в паспорте. Например, если указано 12 кГц, то в реале было 6. Были некоторые исключения, например, полупрофессиональный "Днепр" и некоторые поздние модели с головками из стеклоферрита, сендаста и аморфного металла.

19. Константин (Furtwangler)   (Сегодня 08:38)
Не путайте винил 30-40 лет назад, когда ему фактически не было альтернативы и сегодня. Новодельный винил это игрушка для богатых либо совсем уж глупых фетишистов. На 25 долларов, которые вы отдадите за пластинку в западном магазине по распродаже можно купить боксы из 10-15 CD. Собственно, собирание винила выпуска начиная с середины прошлого века для прослушивания сегодня еще более глупое занятие.

При всей проблемности оцифровок, о которой здесь писали, надо понимать одну простую вещь - и винил и цифра это все консервы. Чуть лучше или чуть хуже это уже детали. Фетишистские завывания о вовлеченности и душевности винила это домыслы неофитов о том, чего они в реальности не знают. Скажем если вы играли в зале Концертгебау, а потом слушаете запись одноименного оркестра, сделанную в нем и выпущенную на виниле или цифре, то выбор очевиден. Для меня.

Плюс к тому, столько пространства, сколько занимает виниловая фонотека аналогичная по продолжительности звучания тому же объему в цифре, потребует отдельного склада.

Винил умер и все попытки его реанимировать это все в очередной раз маркетинговый ход, поскольку даже на западе физические носители стали покупать в разы меньше. В Париже и Вене, где недавно в очередной раз был, закрылись ВСЕ магазины, где я обычно отоваривался. В других городах ситуация в общем аналогичная. Благо пока есть интернет-магазины.

Что касается СD, то на среднестатистическую человеческую жизнь его хватит, а совсем не на 10-30 лет. У меня есть некоторые диски купленные 30 лет назад уже не новыми и они себя прекрасно чувствуют.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.