Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 28 Марта 24, 15:44
Начало » Статьи » прочее

Павел ШАРЕЙКО. Тестирование музыкальных способностей. Методическое пособие по проведению вступительных прослушиваний в музыкальную школу
Вступление

Процесс самопознания и самосовершенствования безграничен. Мастерство – есть талант, помноженный на труд. При наличии желания целеустремленности и воли, каждый способен сотворить из себя то, во что он искренне верит. Любые способности развиваются. Не существует абсолютно неспособных людей. Стоит лишь поверить в себя и с усердием взяться за дело. Но все же, увлеченных, целеустремленных и трудолюбивых людей миллионы, а гениев мы можем перечесть по пальцам. Музыка, как сфера деятельности, особенно капризна и придирчива к своим приверженцам. Она принимает всех, но щедра лишь к тем, кто изначально от природы является носителем той божьей искры, которая впоследствии, если ее лелеять и взращивать, дает пламя.
В каждый конкретный момент переживания действительности, человек представляет собой необъятное вместилище созидающих его процессов и явлений. В понятие «Я» можно вложить так много, что сиюминутная мысль об этом покажется жалкой и ничтожной на фоне неисчерпаемой многогранности конкретной личности. Но все многообразие врожденных и приобретенных человеческих способностей остается лишь обременительной ношей, если нет их активной реализации в процессе плодотворной практической деятельности.
Музыкальное искусство – наиболее яркий пример реализации разнохарактерных способностей человека. Для достижения убедительных результатов музыкант должен гармонично сочетать в себе целый ряд человеческих качеств, проявляющихся на психосоматическом, ментальном и духовном уровнях. И если гармония этих трех начал в человеке нарушена, то, по большому счету, он ограничен в своей эволюции на любом поприще. Далее речь пойдет о частных музыкально-педагогических проблемах своеобразной «музыкальной диагностики» человека с целью определения возможности или невозможности самореализации посредством музыки. Или, если быть еще более конкретным, то речь пойдет о музыкальных способностях человека и их выявлении с помощью специальных тестов, рассчитанных на несколько минут собеседования.

Общая характеристика музыкальных способностей

В данной работе предпринята попытка широко охватывающего описания и интегральной оценки музыкальных способностей. Практика вступительных прослушиваний в музыкальных школах и других начальных музыкально-педагогических учреждениях показывает, что многие очень важные качества, без которых становление профессионального музыканта невозможно, выпадают из поля зрения экзаменаторов. Как правило, выводы делаются на основании способностей очевидных и само собой разумеющихся, но не дающих исчерпывающей картины, как то: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, моторно-двигательные качества и т.п. Все это очень важно, но не только и даже не столько это отличает музыкально одаренного человека от малодаровитого. Талант движим более тонкими пластами человеческого существа, нежели тривиальные персептивные проявления.
Попытаемся выяснить, что такое музыкальные способности человека, и как они могут проявляться до начала систематических занятий музыкой. В наиболее общем виде, музыкальность – это синтез способностей человека, позволяющих ему воспринимать, чувствовать и творчески создавать музыкальные образы. Т.е. музыкальность проявляется не только у создателя или исполнителя музыки, но и у слушателя. Этот момент очень важен, так как, принимая его во внимание, можно разглядеть потенциально талантливого музыканта в талантливом слушателе или собеседнике.
В первую очередь, музыкальность проявляется на уровне высших сфер человеческого сознания – психоэмоциональной, интеллектуальной и, может быть, даже интуитивной (сверхсознательной), а уже затем, на уровне физических процессов. Т.е. как индивидуальное качество музыкальная одаренность – весьма многогранное понятие, и оценкой нескольких тривиальных органических проявлений ее не исчерпать. Характеризовать человека как музыкально одаренного или заурядного могут очень многие, казалось бы, незначительные детали его физической, психической и интеллектуальной организации. Безусловно, для достаточно полной и объективной оценки музыкальных способностей человека необходим непосредственный педагогический контакт в течение некоторого периода времени, необходимы тонкое чутье и педагогический дар. Но даже несколько минут определенным образом организованного общения могут сказать о человеке многое.

Способности человека, определяющие прогресс в занятиях музыкой и тесты их выявляющие

Попробуем проанализировать, как по крупицам можно собрать, пусть даже приблизительный портрет, будущего музыканта, общаясь в настоящем с дилетантом, решившим посвятить себя занятиям музыкой.
Сначала необходимо выяснить именно то, насколько созрело в человеке желание заниматься музыкой, каковы его целевые установки. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Зрелое желание всегда можно прочесть на лице, во взгляде, в мимике, в телодвижениях. Если прочесть его таким образом не удается, можно непосредственно спросить испытуемого об этом, поговорить о его планах в связи с занятиями музыкой. Если необходимо надежно убедиться в серьезности намерений испытуемого, можно предложить ему прийти на переэкзаменовку или очередной этап собеседования, предварительно дав достаточно трудоемкое, но выполнимое задание. Это поможет также выявить, насколько человек трудолюбив. Без сильного желания чего-либо достичь, результат не возможен ни в одном серьезном деле.
Если ясно, что желание заниматься музыкой сформировано, необходимо выявить конкретные целевые установки, мотивы, приведшие человека к решению заниматься музыкой. Желание может быть неопределенным, расплывчатым («хочу, но не знаю почему»), может носить эмоционально-эстетическую окраску («хочу, потому что нравиться и доставляет удовольствие»), социальный подтекст («хочу выделяться на фоне других») или чисто прагматический характер («хочу заниматься музыкой профессионально»). Наиболее ценной является установка на профессиональное овладение музыкально-исполнительским искусством, на достижение вершин мастерства. Но, если она не окрашена эмоционально, это может быть скучно и не продуктивно. Очень важна органическая совместимость человека с предстоящим ему родом деятельности, т.е. наличие своеобразной внутренней тяги, ощущаемой не только на умозрительном или рассудочном уровне, но и, как бы, всей душой и плотью («это мое»). Это трудно выявить какими-либо специальными тестами, но можно почувствовать, исследуя человека в целом.
Второе, что необходимо выяснить, это то, насколько испытуемый уже обогащен музыкальными переживаниями, в какой степени и каким образом ему приходилось соприкасаться с музыкой, как исполнителю, слушателю или даже, может быть, композитору. Можно спросить его об этом, предложить рассказать самому или что-нибудь исполнить, если человек владеет инструментом или поет. Очень важно, в какой среде человек воспитывался (воспитывается), чем занимаются его родные и близкие (в первую очередь, родители), связан ли кто-либо в его окружении с музыкой и каким образом. Влияние социальной среды видно невооруженным взглядом. Оно в жестах, словах, мимике – в любых действиях или отсутствии таковых.
Из общего собеседования можно также судить об уровне интеллекта испытуемого. Это видно по развитию речи, реакции на поставленные вопросы, остроте восприятия, глубине и логике рассуждений и т.д. О многом можно судить по взгляду и выражению лица. Интеллектуальные способности трудно оценить количественно, но дать их качественную оценку и назвать человека (про себя) гениальным, очень умным, умным, неглупым, посредственным, серым (и т.д.), побеседовав с ним несколько минут, можно наверняка (если, конечно, сам экзаменатор не относится к одной из последних категорий). При этом нужно постараться выявить специфические черты интеллекта, которые важны непосредственно для музыканта-исполнителя, такие как – пространственные воображение и память, ассоциативное и логическое мышление. Но утруждать себя этим имеет смысл, уже убедившись, что перед вами человек, по крайней мере, неглупый.
Пространственное воображение – это способность к адекватному внутреннему видению геометрических форм и фигур, а также к правильному соотношению мер, углов и направлений. Эта способность очень важна для быстрого и безошибочного чтения с листа, визуального анализа нотного текста и запоминания аппликатурных построений. Пространственная память – это способность удерживать в памяти определенное количество пространственных построений. Она необходима для быстрого запоминания музыкальных произведений и музыкальных построений, а также для нахождения оптимальных аппликатур и овладения импровизацией.
Судить о пространственном воображении и пространственной памяти можно по графическим тестам, таким как – совмещение частей фигуры в целое, нахождение одинаковых фигур, по-разному расположенных в пространстве, связывание нескольких точек определенным числом прямых линий, всевозможные задачи на сечения объемных фигур и их проекций на плоскость, изображение различных геометрических построений по памяти и др.
Ассоциативное мышление характеризуется способностью отождествлять какое-либо понятие с рядом других понятий, логически связанных с первоначально предъявленным, а также со способностью связывать отдельные элементы в определенную систему. Это очень важное качество, проявляемое на интеллектуальном и интуитивном уровне. Без него невозможно развитие музыкального мышления, взаимосвязанное изложение музыкальных мыслей, равновесие и гармоничность музыкальных построений. Наиболее простой и доступный тест – быстрое нахождение (перечисление) объектов и явлений, подпадающих под определенную характеристику, качество или, наоборот – выявление максимального количества характеристик (качеств) объекта или явления. Например: искренний – взгляд, возглас, желание, стремление, чувство, человек, разговор; крик – пронзительный, ужасный, вульгарный, внезапный, неистовый, истеричный и т.д. Можно предложить испытуемому прослушать какой-либо музыкальный фрагмент и подвести под него сюжет или связать с каким-либо образом, картинкой; сыграть аккорд, интервал, пассаж или один звук м попросить описать его словами или нарисовать; попросить сыграть какой-нибудь ритмический рисунок на одной или нескольких нотах, ассоциирующийся у него с определенным объектом, явлением или качеством. Хорошим тестом является свободная импровизация на инструменте (даже без исполнительных навыков) на определенную тему, (например – изобразить ссору или сонное царство). Тестом на ассоциативное мышления может быть завершение произвольного мелодического эпизода или ритмической фигуры. Успешное выполнение подобных заданий свидетельствует также о наличии хороших музыкальных данных.
Существенную роль в становлении музыканта играют психоэмоциональные качества. Психическая составляющая человека наиболее сложна и многогранна. Ее сложно охватить каким-либо тестированием. Душа каждого человека – великая тайна для окружающих и даже для него самого. Трудно разобраться в душевных состояниях, найти ключи к их пониманию. В различные моменты времени каждый человек отличается от самого себя даже больше, чем от других. Психика большинства людей очень подвижна. Но существует психологическая наука, позволяющая обобщать и систематизировать отдельные явления психики, выделять определенные психотипы, группы людей, схожих по характеру, темпераменту, психической подвижности и т.д. Обладая психоаналитическими способностями, экзаменатор в состоянии выявить те наиболее существенные черты психики исследуемого, которые в дальнейшем могут способствовать или препятствовать его становлению как музыканта.
Наиболее важной характеристикой, в данной связи, является соотношение процессов возбуждения и торможения в психоэмоциональной сфере человека. С одной стороны, без эмоциональной подвижности, чувственности и реактивности психики, музыкант, по большому счету, несостоятелен, поскольку музыкант-исполнитель не может и не должен полагаться только на холодный рассудок и чисто физические кондиции. Это безумно скучно. С другой стороны, чрезмерная импульсивность, порывистость, нестабильность, уязвимость психики может привести либо к эмоциональным перехлестам, некоторой истеричности в музыке, либо к существенным срывам на физическом уровне, к неуправляемости тела. В данном аспекте, идеальным музыкантом является тот, который сохраняет внутренне спокойное отношение к собственной персоне, но никак не к исполняемой им музыке. Это и есть артистизм.
Очень важной чертой музыканта является способность всецело поглощаться процессом исполнения, буквально входить в мир музыкальных образов, т.е. способность к концентрации. Выдающиеся музыканты, как правило, интроверты. Они кажутся немного замкнутыми и рассеянными, несколько отсутствующе смотрят на обычное окружение, мало отягощены мыслями о материальном достатке, не склонны к прагматизму, не тяготимы меркантильными соображениями. Они живут в мире музыки, пребывая в творческих исканиях, переживаниях, поисках. Внешне это чаще люди «не от мира сего». У них особый ясный и чистый взгляд, страстное, но не злобное выражение лица, несколько замедленная реакция, спокойная речь. Мягкие жесты. Хотя, бывает и совсем иначе, но значительно реже. В данном случае лучше полагаться на интуицию.
Что касается тестирования, то лучшим тестом на артистические способности является, безусловно, выступления. Причем, даже не важно, с каким номером. Это может быть инструментальный, вокальный или вокально-инструментальный номер, художественное чтение, танец или пластическая миниатюра. Из любого художественного действа видно, насколько человек эмоционально подвижен и психически устойчив, раскрепощен и поглощен творимым. Существует и множество специальных тестов на выявление специфических психоэмоциональных черт личности, важных в музыкально-исполнительской деятельности. Способность к концентрации внимания может быть выявлена тестами, предполагающими одновременное восприятие испытуемым нескольких чувственных сигналов с предварительной целевой установкой предельной концентрации на одном из них. Например, пересказ текста, прочитанного на фоне просмотра отвлеченных иллюстраций и отвлекающих звуков; подсчет ударов метронома на фоне ударов карандашом о стол и вопросов на отвлеченные темы и т.п. Простейшим тестом может быть выявлена способность человека к импульсивности, степень его эмоциональной подвижности. Для этого можно попросить его похлопать в ладошки, постепенно усиливая и ускоряя хлопки. О подвижности психики будет свидетельствовать время достижения максимальной интенсивности хлопков. О степени чувствительности и остроты восприятия можно судить по звукоритмическим тестам, когда испытуемому предлагается точно повторить ритмическую фигуру, с изменением темпа и динамики.
Очень важно заметить мельчайшие детали поведения человека, соотнося их с возрастом и полом испытуемого. Речь, мимика, походка, осанка, жесты, взгляд, выражение лица, почерк – все это определенные штрихи к его психологическому портрету. Их нельзя упускать из поля зрения.
Не менее важную информацию о человеке может дать прослушивание им разнохарактерных музыкальных произведений или эпизодов с последующей их характеристикой, с рассказом об общем впечатлении от слушания музыки. Хороший музыкант должен уметь слушать музыку, чувствовать, понимать и любить ее, а при необходимости – рассуждать о ней. Для предварительного тестирования лучше подобрать несложные для восприятия, но яркие и образные произведения.
По своему усмотрению экзаменатор может использовать любые тесты и методы исследования, позволяющие ему выявить те или иные способности и качества исследуемого. И только после выявления всего необходимого можно перейти к общепринятым тривиальным тестам, характеризующим чисто музыкальные данные. В отношении выявления морфологических, соматометрических и моторно-двигательных качеств подходы могут быть самыми различными, в зависимости от конкретной специализации музыканта, индивидуальных установок педагога или конкретной школы. Общими и наиболее существенными характеристиками являются: морфологические и соматометрические показатели ( размеры различных частей конечностей и пропорции между ними), подвижность в суставах (пластичность), способность к релаксации, умение дозировать мышечные усилия (мышечная чувствительность), скорость, координация, выносливость и др.
Морфологические и соматометрические показатели очевидны, для их выявления и описания достаточно видеть руки (или другие части тела) испытуемого. О пластике можно судить по разнохарактерным пальцевым движениям, скрещиванию и сплетению пальцев, отклонению их от нормального положения в различные стороны и т.п. Способность к релаксации может быть выявлена, если испытуемому предложить полностью, до состояния плети расслабить всю руку или только кисть (скажем, с опорой на локоть). При этом сложнее всего расслабить пальцы. Если при отведении их с посторонней помощью от нормального положения, они не возвращаются в исходное или возвращаются с помощью мышечных усилий, то кисть расслаблена недостаточно. Умение дозировать усилие может быть выявлено равномерным извлечением звуков на клавиатуре (струне) с соблюдением определенной динамики, аналогичными постукиваниями пальцами по твердой поверхности, очень тихим звукоизвлечением в быстром темпе или наоборот. Скоростные качества можно определить визуально или на слух с помощью коротких серий стремительных постукиваний по твердой поверхности разными пальцами в разных сочетаниях. Мышечная координация проявляется в процессе чередования движений различными пальцами по определенной схеме. Степень импульсивности проявляется при совершении движений с резким ускорением или замедлением. Моторно-двигательные качества в целом не исчерпываются только скоростью чередования движений. Важно, чтобы испытуемый мог варьировать характер движений, чувствовал каждое движение в отдельности, умел совершать движения с определенной амплитудой и в определенном положении.
Что касается традиционных критериев музыкальных способностей – музыкального слуха, памяти и чувства ритма, они, безусловно, очень важны, но нельзя ограничиваться только ими. Между абсолютным музыкальным слухом и его абсолютным отсутствием огромный диапазон слуховых способностей, многие из которых вполне приемлемы для занятий музыкой. Аналогично дела обстоят с музыкальной памятью и чувством ритма. Чувство ритма даже более важный показатель, поскольку оно легко выявляется у любого человека. В оценке же музыкального слуха (мелодического, ладогармонического и ассоциативного) и музыкальной памяти можно легко ошибиться, так как они могут слабо проявляться в результате психоэмоциональной зажатости, отсутствия вокальных данных или раскоординации между внутренним слухом и голосом. Поэтому, наряду с различными тестами, предполагающими повторение звуков и мелодий голосом, необходимо подключать чисто слуховые испытания – поиск определенных звуков или их сочетаний на клавиатуре фортепиано, исполнение мелодии с некоторыми изменениями, определение высотных соотношений между звуками и др. Чувство ритма и ритмическая память достаточно легко выявляются повторением различных ритмических фигур.

Структура собеседования по выявлению музыкальных способностей

В целом предварительное тестирование музыкальных способностей может свестись к нескольким минутам собеседования с фиксированием анкетных данных и результатов тестов. Оценку различных показателей музыкальных способностей лучше осуществлять в бальной системе (от 3-х до 10-ти бальной в зависимости от важности показателя) За максимальный балл принимается эталонный, с точки зрения экзаменатора, уровень тех или иных способностей. И далее – в убывающей степени, исходя из индивидуального мнения экзаменатора или коллегиального – комиссии.
В зависимости от конкретных целей и задач тестирования можно использовать различное количество показателей и тестов их выявляющих. Наиболее логичной и приемлемой в условиях музыкальной школы представляется следующая схема собеседования:
1. Выявление анкетных данных (Ф.И.О, возраст, адрес, телефон, место учебы (работы) и др.) – 0,5 мин.
2. Место работы и специальность родителей (для детей и подростков) – 0,5 мин.
3. Целевая установка (задать конкретный вопрос, разговорить, использовать результаты всего собеседования) - 0,5 мин.
4. Знание музыки и отношение к ней (задать несколько вопросов, предложить рассказать о себе в музыке и о музыке в себе, использовать результаты всего собеседования) – 0,5 мин.
5. Специфические интеллектуальные способности (результаты собеседования в целом, короткие тесты на пространственное воображение, пространственную память, ассоциативное и логическое мышление) - 1-2 мин.
6. Психоэмоциональная подвижность (отзывчивость, чувствительность) (короткое выступление с любым номером – песня, танец, стихотворения, инструментальная пьеса и др; при необходимости, тест на повторение звукоритмической фигуры с изменением динамики и темпа) – 2-4 мин.
7. Психоэмоциональная устойчивость (результаты всего собеседования, речь, жесты, взгляд, осанка, походка и др.) см 6.
8. Способность к релаксации (расслабление кисти с опорой локтя на горизонтальную поверхность) – 0,5 мин.
9. Пластика (отклонение пальцев и кистей от нормального положения, мягкие пластичные движения) – 0,5 мин.
10. Морфологические и соматометрические показатели (визуальный анализ) см 8,9.
11. Моторика (постукивание каждым пальцем в отдельности и несколькими по очереди) – 0,5 мин.
12. Координация движений ( движения разными пальцами в различных сочетаниях) – 0,5 мин.
13. Музыкальный слух (общепринятые тесты, в т.ч. и чисто слуховые) – 1-2 мин.
14. Музыкальная память (общепринятые тесты) – 1 мин.
15. Чувство ритма (общепринятые тесты) – 1 мин.
Всего 10-15 мин.
В результате собеседования (тестирования) каждому испытуемому выставляется 13 оценок (п.п. 1, 2 не оцениваются). В целях выявления наиболее объективной общей картины тестирования с учетом значимости разных качеств и способностей, показатели 3-7 лучше оценивать по пятибалльной системе, 8-12 - по трехбалльной, 13-15
- по десятибалльной. Могут быть и другие варианты. Предпочтение при зачислении отдается испытуемым, набравшим большее количество баллов. Все результаты можно компактно зафиксировать в таблице, в которой необходимо предусмотреть еще одну графу (16) с любыми текстовыми примечаниями. Само собеседование лучше организовать таким образом, чтобы была логическая взаимосвязь между различными тестами. В целях педагогической этики процесс лучше организовать так, чтобы испытуемые не видели, какие данные фиксируются в анкете.

Санкт-Петербург 2015 г
Категория: прочее | Добавил(а): krovatkinru (09 Октября 18)
Просмотров: 1148
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.