Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 20 Апреля 24, 04:19
Начало » Статьи » прочее

Реквием Дворжака в Новосибирске (дир. Г. Ринкявичус)
Под управлением главного дирижера и художественного руководителя Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии Гинтараса Ринкявичуса в городе впервые был исполнен Реквиема Дворжака

Уже несколько лет 22 июня в Новосибирске звучит Реквием.

Новосибирский камерный хор (художественный руководитель и главный дирижер - народный артист России Игорь Юдин), молодежный хор НГК «Мегаполис» (художественный руководитель и дирижер Елена Рудзей) и новосибирский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Гинтарас Ринкявичус) исполняют один из шедевров мировой музыкальной культуры в День памяти и скорби.

Это музыкальное приношение посвящено всем павшим в Великой Отечественной войне и воплощает духовное преклонение перед ними.

История заупокойной мессы уходит в глубь веков (самый ранний из сохранившихся Реквием Окегема появился около 1470 года). Однако для европейского слушателя настоящий отсчет начинается с Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта. Возможно потому, что рядом с созданием этого произведения появилась "легенда о черном человеке". Творческое воображение композитора вступило в диалог со смертью, и на латинский канонический текст заупокойной мессы была написана глубоко личная музыка. Это особенно потрясает, поскольку обычно Моцарт подчеркнуто отделял свои субъективные переживания от творчества.

Следом за Моцартом к Реквиему обращались многие композиторы-романтики - грандиозные монументальные заупокойные мессы создали Гектор Берлиоз и Джузеппе Верди, лирический и нежный Реквием написал Форе. Достаточно традиционны, но от этого не менее выразительны, Реквиемы Листа, Сен-Санса и Брукнера.

Впрочем, независимо от стиля и эмоциональности композитора в каждой заупокойной мессе звучит пронзительная просьба, которую мог бы произнести каждый из нас: «Господи, будь со мной, когда я буду умирать!»

На этот раз Камерный хор и симфонический оркестр исполнил Реквием Антонина Дворжака, который никогда не звучал в Новосибирске. В конце 70-х годов Дворжак похоронил первенца и двух дочерей. Удар был страшный, но железная воля Дворжака и глубочайшая религиозность дали ему возможность «нести свой крест». Первым откликом на трагедию стало песнопение Stabat mater.

Реквием появился 12 лет спустя, когда Дворжак обрел успокоение и внутреннее равновесие. Он уже не позволяет себе выразить открытое отчаяние и протест. И все-таки сквозным мотивом произведения стала щемящая и острая тема смерти. Ее варианты проходят и в оркестре, и в вокальных партиях, как неизбежность, которую необходимо принять с достоинством.

Однако интерпретация Гинтараса Ринкявичуса приблизила Реквием Дворжака к современному переживанию и восприятию смерти. Дирижер явно сдвинул и динамизировал темпы, что внесло в некоторые части Реквиема невероятную эмоциональность и страстность. Особенно это ощущалось в Dies irae (День гнева), где чувство страха и смятения захлестывало хор и оркестр. Островами мудрости и созерцания становились лишь хоральные эпизоды, в которых ощущались отголоски и средневековых григорианских хоралов и православных песнопений.

Поскольку Реквием появился в конце XIX века, в нем жил синтез многих эпох и стилей - в разных эпизодах глубина Баха чередовалась с театральной яркостью Верди и тонкостью Моцарта. Но над всем парила неповторимая славянская задушевность, которая создавала ощущение редкостной человечности и теплоты.

Работа хора и оркестра, безусловно, достойна уважения и восхищения - гигантская партитура была прожита и осмыслена, и даже в новых акустических условиях (зал Дворца культуры железнодорожников) достигнуто мощное и гармоничное звучание. Среди солистов выделялась одухотворенная интерпретация Юлии Шагдуровой (лауреат международных конкурсов, сопрано) и незыблемая благородная устойчивость голоса заслуженного артиста России Николая Лоскуткина (бас), достойно звучали соло Галины Кузнецовой (альт). Менее удачной показалась трактовка заслуженного артиста России Александра Беляева (тенор), который не смог преодолеть «оперный подход» в ущерб тонкости и детализации.

Наибольшей удачей солистов стал Recordare, Jesu pie (Припомни, Иисусе милосердный). Проникновенная поэтичная мелодия передавалась от голоса к голосу, и возникало пронзительное ощущение бесконечной череды людей, которые обращались к Христу с просьбой о заступничестве и спасении от адских мук.

Музыка Реквиема совершила путь от скорби и отчаяния к взрывам радости, ликования и надежды на вечную жизнь. Как лучи солнца, летящие кульминации прорезали Offertorium и Sanctus. Затем наступило время просветления и душевной сосредоточенности. Захлестывающие эмоции были преодолены, осуществился переход через границу жизни и смерти. А финал Agnus Dei (Агнец божий) совершил длительное восхождение от смерти к воссиявшему вечному свету, стремительная смена эмоций была подобна взлету.

Исполнение Реквиема Антонина Дворжака стало данью памяти всем погибшим на войне, подарило столь необходимое чувство надежды и просветления, и продемонстрировало великолепные возможности новосибирских музыкантов, их готовность к постижению и созиданию сложной многогранной музыки.

Влада Берестова

Источник: http://afisha.megansk.ru/archives/983

Категория: прочее | Добавил(а): Nsk (02 Июля 10) | Автор: Влада Берестова
Просмотров: 2187 | Комментарии: 6
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 6
1. Александр (Палыч)   (03 Июля 10 16:32) [Материал]
Спасибо за статью.
Г. Ринкявичюса я слушал давно с бетховенской программой в Москве. Очень хорошее впечатление! :)

2. Галина (galjatu)   (03 Июля 10 17:51) [Материал]
Извините, не по теме. Все стеснялась написать, да вот Александр Палыч "спровоцировал". Литовские имена и фамилии, подобные этой, пишутся не по русскому правилу, а через Ю: Ринкявичюс, Купрявичюс. Там двойная гласная "iu" - Rinkevičius - это у них осталось еще от латыни. А "я" - потому что так читается "е" без точки сверху. Если бы была точка - "ė" - был бы он Ринкевичюс (Rinkėvičius).

3. Александр (Палыч)   (03 Июля 10 23:02) [Материал]
Уважаемая Галина!
Наши с Вами правила устарели. Я посмотрел написание фамилий в Яндексе. Пишутся через У! Видимо, уже давно действуют рекомендации Института русского языка, которыми журналисты руководствуются.
Осталось расстаться с парашютом и брошюрой. По работе в типографии знаю, что у многих образованных людей не поднимается рука написать слово "брошюровка". :)

4. Галина (galjatu)   (04 Июля 10 01:06) [Материал]
Что делать, Александр Павлович, из политических соображений (юмор такой), т.е. поскольку литовцам не нравится, когда их без особой нужды пишут через У, да и мне тоже это не по вкусу, буду писать как писала. В Яндексе мудрее всех поступила википедия: в заголовке у них Ринкявичюс, а в статье - Ринкявичус. Купрявичюса тоже пишут через раз. Двурушники! Если меня станут заставлять писать "брошуровка", я всех Шуриков буду называть Шюриками. Правда, я не работаю в типографии и мне жалко Шуриков.

5. (Spock)   (05 Июля 10 08:15) [Материал]
Как говорила моя дочка, ча-Ща пиши с буквой "я". :)

6. Галина (galjatu)   (05 Июля 10 08:21) [Материал]
Как она была дальновидна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.