Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 16 Апреля 24, 12:32
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

Произведения Бетховена в исполнении Фридера Вайсмана.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕТХОВЕНА В ИСПОЛНЕНИИ ФРИДЕРА ВАЙСМАНА: ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ ДИСКОГРАФИИ


Целью данной работы выступает создание каталога и дискографии произведений Бетховена, записанных немецким дирижером, пианистом и хормейстером Фридером Вайсманом (Frieder Weissmann (Weißmann), 1893-1984). Вопросы, касающиеся записей Вайсманом произведений других композиторов, а также фактов биографии Вайсмана освещаются лишь в случае установления их прямой связи с заявленной целью.


* * *


Карьера Вайсмана в качестве записывающегося музыканта начинается в октябре 1921 года, когда он был приглашен в штат студийных исполнителей (т.нз. "house conductor") берлинским лейблом Карла Линдстрёма "Parlophon". Все записи Вайсмана, произведенные им для этого лейбла, были осуществлены в студии "Parlophon", расположенной по адресу: Berlin, Carl Lindström AG, SO.33, Schlesische Straße 26.

К июню 1922 года относится первая запись Вайсманом бетховенского произведения. Им становится соль-мажорный менуэт для скрипки и фортепиано WoO 10 #2, в котором Вайсман исполнил партию фортепиано (скрипка - Эдит Лоран (Edith Lorand); издания: в Германии Parlophon P 1405-I, в Британии Parlophone E 10202 a, переизданий нет). Эта запись стала первым и единственным зафиксированным на матрице опытом исполнения Вайсманом камерных произведений Бетховена в качестве аккомпаниатора. В дальнейших записях произведений Бетховена Вайсман будет выступать лишь как дирижер.

В феврале 1923 года Вайсман записал 4-ый номер из 6-ти песен на слова Геллера Ор. 48 - "Небеса вещают" (“Die Ehre Gottes aus der Natur”). Произведение было представлено в аранжировке Вайсмана для голоса и оркестра. Вокальную партию исполнил тенор Эмиль Эндерляйн (Emil «Erik» Enderlein; издано в Германии Parlophon P 1471-II, переизданий нет).

Вайсман два раза возвращался к этой песне (оба – в 1930 году).

Так, в октябре 1930 года Вайсман записал её в той же аранжировке. На этот раз вокальную партию исполнил баритон Герхард Хюш (Gerhard Hüsch; издания в Германии (Parlophon B 12345-II), Британии, Австралии и Японии (см. дискографию). В наше время эта запись доступна на компакт-диске австрийского лейбла «Preiser» (PR 89226 “Gerhard Hüsch. The Early Recordings, 1928-1934”, 1997).

За несколько месяцев до этого, в апреле 1930 года, Вайсман записал песню в другой (также собственной) арранжировке – для голоса, хора и органа с оркестром. Солистом выступил крайне популярный в те времена исполнитель шлягеров, а также оперных и опереточных номеров Рихард Таубер (Richard Tauber). Не представляется возможным установить, какую именно роль сыграл Вайсман в этой записи: органиста или хормейстера. Запись получила широкое распространение по всему миру и немецкий оригинал (Odeon O-4975) был переиздан в Британии, США, Аргентине, Японии и Австралии; в эпоху компакт-дисков запись издавал британский лейбл «Conifer» в 1987 и 1992 годах. Сегодня эта песня под названием «Creation Hymn» доступна на множестве онлайн-лейблов.


Комплект симфоний Бетховена в эпоху акустической звукозаписи.


Старший коллега Вайсмана и также "house conductor" "Parlophon" Эдуард Мёрике (Eduard Mörike) - внучатый племянник известного поэта – в 1919-1923 годах записывал отрывки произведений Вагнера, Вебера, Брамса, Чайковского, Римского-Корсакова и других композиторов романтической эры для издания на дисках-синглах. Из бетховенских произведений на протяжении 1922 года им были записаны отдельные части 1-й, 2-й, 3-й, 5-й, 6-й и 8-й симфоний. Ещё ранее, в феврале 1921 года, Мёрике записал финал 9-ой симфонии – первый в истории звукозаписи. В 1925-м году этот финал вошел в акустический сет симфоний Бетховена от "Parlophon" – также первый в истории звукозаписи.

Тем не менее, главную роль в создании этого сета сыграл не Мёрике, а именно Вайсман.

В 1923 году один из ведущих лейблов Германии – «Grammophon» - начал запись и издание сета бетховенских симфоний. В начале 1924 года в эту гонку вступил "Parlophon". Запись симфоний была поручена Вайсману.

Имея в распоряжении оркестр берлинской государственной оперы, а также берлинский симфонический оркестр, меценатом которого выступала фирма-производитель роялей Blüthner, на протяжении одного года Вайсман записал все симфонии (за исключением 7-й) в такой последовательности:
- 1924, январь-февраль – инструментальные части (1, 2, 3) 9-й симфонии;
- 1924, март, май и сентябрь – 3-я симфония;
- 1924, сентябрь – 8-я симфония;
- 1924, октябрь – 5-я симфония;
- 1924, декабрь – 4-я симфония;
- 1924, ноябрь – 6-я симфония;
- 1925, январь-февраль – 2-я симфония;
- 1925, февраль – 1-я симфония.

При этом 8-ю симфонию Вайсман записал дважды - также в октябре 1924 года, и дважды первую часть 4-й симфонии - также в феврале 1924 года (особенности изданий см. в дискографии).

Как видно, Вайсман не записал 7-ю симфонию. За него это сделал в мае и сентябре 1924 года Мёрике (Parlophone E 10222-26).

Также Вайсман не записывал Финал 9-й симфонии. Для первого издания 9-й симфонии в июле 1924 года (Parlophone E 10137-45) была использована запись Мёрике от 1921 года, для последующих изданий – запись от января 1925 года под управлением того же Мёрике. Особенности изданий освещены в дискографии.

Соревновательный процесс в издании сета симфоний Бетховена между «Grammophon» и «Parlophon» можно проследить в сравнительной таблице (для удобства представлено английское издание «Parlophonе» - как более отвечающее требованиям, предъявляемым к сету):




Как видно из таблицы, «Grammophon» первым издал 9-ю симфонию, обойдя «Parlophon» более чем на полгода. Попутно стоит отметить, что при этом «Grammophon» не только победил конкурента, а издал первое в истории звукозаписи полное исполнение «Хоральной» симфонии.

Однако в вопросе издания сета бетховенских симфоний пальма первенства несомненно принадлежит «Parlophon» - он издал последнюю симфонию за четыре месяца до того, как это сделал конкурент. Восемью из девяти этих симфоний дирижировал Фридер Вайсман.

История изданий сета коротка. Начиная с августа 1926 года «Parlophon» перешел на электрический способ звукозаписи и оркестровые произведения, зафиксированные акустическим способом, уже не могли найти достаточного количества покупателей. Помимо немецкого и британского изданий (они незначительно отличаются друг от друга – см. подробности в дискографии), в 1925 году сет издал американский «Odeon» (дочерняя компания «Parlophon»). В 1927 году американский «Odeon» включил этот сет в юбилейную серию дисков, посвященных 100-летию смерти Бетховена. Какой-либо конкретной информации об обоих американских изданиях обнаружить не удалось. К 1930-м годам информация о сете окончательно исчезает из торговых каталогов «Parlophon».

В эру пластинок на 33 об/мин, сопровождаемую массовым переходом на стерео-стандарт звучания, идея переиздания сета также никого не заинтересовала.

Не издан сет и в наше время. Исключение составляет 9-я симфония. Она вышла на крайне редком компакт-диске CPCD-2002, представляющем собой приложение к одному из выпусков журнала «Classic Press» от 2001 года. Ознакомиться с исполнением можно на YouTube.

Тем не менее, ознакомиться с большинством симфоний сета сегодня возможно. На сервере Британской библиотеки представлены все симфонии, за исключением 5-й и 7-й. К сожалению, функция онлайн-прослушивания доступна лишь посетителям с IP-адресами Европейского Союза.


Увертюры и другие оркестровые произведения.


В тот же плодотворный период 1923 – 1925 годов Вайсман, параллельно с записью симфоний, осуществил запись пяти бетховенских увертюр, а также 12 немецких танцев для оркестра WoO 8.

В 1927 году Вайсман уже электрическим способом записал довольно редкое произведение – «Йенскую» симфонию Фридриха Витта – которое в те времена большинство приписывало Бетховену. Тогда же Вайсман продирижировал батальной симфонией «Победа Веллингтона или Битва при Виттории», Ор. 91.

Хронология записи этих произведений представлена в таблице:




Из пяти увертюр, записанных акустическим способом, в эпоху электрического способа звукозаписи Вайсман вернулся лишь к одной – Леоноре №3, Ор. 72. В январе 1931 года он записал её для дочернего лейбла «Odeon» - “Phonotipia” (издания в Германии: Fonotipia 172202-3 и Odeon BL O-6785-6).

Как и симфонии, эти оркестровые произведения Бетховена в исполнении Вайсмана в дальнейшем не переиздавались ни на пластинках на 33 об/мин, ни на компакт-дисках.

Батальная симфония «Победа Веллингтона или Битва при Виттории», Ор. 91 доступна для ознакомления на YouTube. Стоит отметить, что звукорежиссером этой записи был знаменитый Отто Биркхан (Otto Birckhahn) – один из ведущих инженеров граммофонной записи и разработчик электрического способа звукозаписи.


Скрипичный и 4-й фортепианный концерты.


В январе 1925 года Вайсман произвел в студии «Parlophon» запись скрипичного концерта Бетховена, Ор. 61. Солировал Риль Квелинг (Riele Queling), лидер известного в то время струнного квартета Riele Queling Quartet.

Запись 10 матриц с номерами от 2-7876 до 2-7885 была осуществлена в один день. Каденции первой части и финального Рондо Квелинг исполнил в редакции Йозефа Иоахима. В мае того же года Вайсман и Квелинг перезаписали матрицы, содержащие каденции (2-7884-2 и 2-7885-2).

Возможно, данная запись является первым в истории звукозаписи зафиксированным на матрице исполнением скрипичного концерта Бетховена. Во всяком случае, она произведена почти на два года ранее знаменитой записи Фрица Крейслера. Что же касается изданной в 1994 году лейблом «Biddulph» (LAB 095) записи Йозефа Вольфшталя (Josef Wolfsthal), то о ней известно лишь то, что она была произведена в 1925 году, а следовательно, запись Квелинга – Вайсмана от 19 января 1925 года имеет более чем достаточные шансы оказаться первой. Запись Хуана Манена (Juan Manén) от 1922 года, изданная лейблом «Pearl» (BVA I) в 1990 году, конкурентом быть не может, поскольку является неполной и включает в себя лишь срединное Larghetto.

Тем не менее, информации о записи Квелинга – Вайсмана нет ни в академической работе Робина Стоуэлла (Stowell R. Beethoven: Violin Concerto. – Cambridge University Press, 1998), ни в основательном исследовании Марка Каца (Katz M. Beethoven in the Age of Mechanical Reproduction: The Violin Concerto on Record. – University of Illinois Press, BF Vol.10/1, Spring, 2003).

Причиной отсутствия внимания со стороны исследователей выступает то, что запись не была издана. Мне не удалось установить даже факт сохранности матриц – вполне возможно, от них остались лишь рукописные записи в матричных каталогах «Parlophon».

Почти через 3 года, в декабре 1927 года, Квелинг и Вайсман вернулись к идее записи концерта – уже при помощи электрического способа звукозаписи. Были записаны лишь первые две части концерта (издание в Германии: Odeon BL O-6951–4). Однако эта запись является спорной: «Всемирная энциклопедия записанной музыки» указывает дирижером Манфреда Гурлитта (Manfred Gurlitt) (The World’s Encyclopedia of Recorded Music. – 1st ed., London, 1952. – P.54).

Из других произведений для скрипки и оркестра Вайсман записал Романс № 2 фа-мажор, Ор. 50. Солистом выступил итальянский скрипач Армида Сенатра (Armida Senatra; издания: в Германии Parlophon P 57120, в Японии Columbia J 8298). К сожалению, датировать эту запись не удалось, как и место её осуществления, однако если учесть, что запись была издана немецким «Parlophon», а Вайсман эмигрировал из Германии в 1933 году, то, скорее всего, она осуществлена до 1933 года. Кроме того, WERM обычно не указывает записи, сделанные акустическим способом (во всяком случае, ни одна акустическая запись Вайсмана в WERM не занесена). Можно предположить, что запись романса осуществлена после 1926 года.

В ноябре-декабре 1926 года Вайсман и пианист Кароль Шретер (Karol Szreter) записали для «Parlophon» 4-ый фортепианный концерт соль-мажор, Ор. 58. Концерт был издан в марте 1927 года (издания в Германии Parlophon P 9059-62, а также в Британии, и Австрии – см. дискографию). Особенностью записи стало то, что она является первой в истории записью 4-го концерта Бетховена электрическим способом.

В отличие от почти всех записей Вайсмана, этот концерт был издан в наше время на компакт-диске английским лейблом «Pearl» (GEMS 0146. “Piano masters. Karol Szreter.”) в 2001 году. Кроме того, концерт доступен для ознакомления на YouTube.


Произведения для сцены.


Несмотря на свои немалые заслуги в сфере симфонической и концертной музыки, фонографическое наследие Вайсмана большей частью представлено его записями театральных произведений. К сожалению, это не в полной мере касается сценических работ Бетховена.

Из них можно выделить лишь три:

1. Полную арию Леоноры “Abscheulicher! Wo eilst du hin?” - № 9 из 1-го акта оперы «Фиделио», Ор. 72. Солистка – сопрано Роза Паули-Дрезен (Rose Pauly-Dreesen). Запись произведена для «Parlophon» в ноябре 1927 года электрическим способом и издана в Германии (Parlophon P 9179) и Британии (Parlophone E 11036). В 2009 году издана на компакт-диске австрийским оперным лейблом «Preiser» (PR 89714. “Lebendige Vergangenheit. Rose Pauly”). Запись доступна для онлайн-прослушивания на сайте Дрезденской медиатеки.

2. Полную арию Флорестана (с интродукцией) “Gott, welch' Dunkel hier” - № 11 из 2-го акта той же оперы. Солист – тенор Сет Сванхольм (Set Svanholm). Запись произведена для американского лейбла «RCA» в феврале 1950 года и издана в США в 1951 году на 7-дюймовом диске (RCA Victor 49-3206, 45 об/мин). В 2003 году издана на компакт-диске австрийским оперным лейблом «Preiser» (PR 89579. “Lebendige Vergangenheit. Set Svanholm.II”). Запись доступна для онлайн-прослушивания на Яндекс.Музыке.

3. Монолог Эгмонта из одноименной трагедии, Ор. 84. Монолог декламирует директор Берлинской государственной оперы, профессор Карл Эберт (Carl A. Ebert). Запись произведена для «Parlophon» в феврале 1932 года и издана в Германии (Parlophon B 48168 и Odeon O-11641) и США (Decca 20380). Запись не переиздавалась ни на пластинках на 33 об/мин, ни на компакт-дисках.

Говоря о сценических произведениях Бетховена в исполнении Вайсмана, нельзя не указать на ошибку, допущенную не только многими онлайн-лейблами (см., напр., тут и тут, но и японским подразделением лейбла «Naxos».

Ошибка заключается в приписывании Вайсману дирижирования арии Флорестана “Gott, welch' Dunkel hier” из 2-го акта оперы «Фиделио», которую исполнил выдающийся тенор Карл Эрб (Karl Erb) в апреле 1913 года для лейбла «Odeon». Несмотря на то, что матричный каталог «Odeon» не указывает дирижера, им не мог быть Вайсман по ряду причин: 1) на апрель 1913 года Вайссману было 20 лет; 2) до 1914 года он был студентом Мюнхенского университета и физически не находился в Берлине; 3) как было уже сказано ранее, в качестве "house conductor" лейбла "Parlophon" (который, как и «Odeon», был собственностью Карла Линдстрёма) Вайсман начинает работу лишь в октябре 1921 года.


* * *


В 1933 году по понятным причинам Вайсман вынужден был эмигрировать из Германии. Некоторые музыканты, с которыми Вайсман записывал произведения Бетховена, также покинули Германию в 30-х годах: Паули-Дрезен – в 1933-м, Лоран – в 1934-м, Сенатра – в 1937-м. Таубер в 1938-м уехал из Австрии. Мёрике умер в 1929-м, Шретер – в марте 1933-го. Хюш продолжил карьеру в нацистской Германии.

Переехав сначала в Южную Африку, а потом – в США, Вайсман преимущественно сконцентрировался на карьере концертирующего дирижера и записывался мало. Из бетховенских произведений можно отметить уже ранее упомянутую арию Флорестана со Сванхольмом.

Это не означает, что Бетховен полностью исчез из его репертуара. Так, в летние концертные сезоны 1939 и 1940 годов в Нью-Йорке Вайсман исполнял 5-ю и 7-ю симфонии, увертюру «Леонора» № 3, аккомпанировал Ане Дорфман (Anie Dorfmann) в первом фортепианном концерте (см. подробности в архиве Нью-Йоркской филармонии). Однако у звукозаписывающей индустрии Вайсман интереса не вызвал.


* * *


Итак, к наиболее значимым достижениям Фридера Вайсмана в области исполнения и записи произведений Бетховена следует отнести:

1. Ключевую роль в создании первого в истории звукозаписи сета симфоний Бетховена.

2. Дирижерскую работу в одном из первых (если не первом) в истории звукозаписи полном исполнении скрипичного концерта Бетховена.

3. Дирижирскую работу в первом исполнении 4-го фортепианного концерта Бетховена, запись которого произведена электрическим способом.

Вызывает удивление тот факт, что музыкант с такими заслугами остается практически неизвестным современному слушателю и не пользуется ни малейшим вниманием издательских лейблов, в том числе и отраслевых.


* * *






Servolf
10.10.2015.
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): Servolf (11 Октября 15)
Просмотров: 2921 | Комментарии: 3
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 3
1. Serguei Kassian (skass2007)   (11 Октября 15 00:55) [Материал]
Спасибо! Весьма информативно и содержательно.

2. Татьяна (татьяна)   (15 Октября 15 11:19) [Материал]
Спасибо! Узнала много нового, интересного!

3. Татьяна (тусяскрипка)   (27 Февраля 20 07:59) [Материал]
https://www.youtube.com/watch?v=h3vt2ULbWOw видите, Риль Квилинг женшмна, красивая, милая с изумительным звуком

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.