Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Моцарт, Концерт для скрипки с оркестром №1 K207 - Гидон Кремер, Harnoncourt [видео]
Мусоргский М. "Борис Годунов" (первая авторская редакция) - RipDVD [видео]
Фридерик Шопен, концерты для ф-но с оркестром № 1 и 2, Евгений Кисин, Дмитрий Китаенко (ape) [аудио]
Календарь новостей
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 17 Апреля 24, 02:39
Главная страница » 2015 » Май » 9 » Выдающиеся пианисты: Альдо Чикколини играет фортепианные пьесы Россини и сонаты Скарлатти
Выдающиеся пианисты: Альдо Чикколини играет фортепианные пьесы Россини и сонаты Скарлатти

Теги: Скарлатти, Россини, Чикколини, Rossini, Ciccolini, Scarlatti

Альдо Чикколини (итал. Aldo Ciccolini; 15 августа 1925, Неаполь — 1 февраля 2015, Аньер-сюр-Сен) — итало-французский пианист.
     Это было в Париже летом 1949 года. Чикколини выиграл в Париже первый после Второй мировой войны международный конкурс Маргерит Лонг и Жака Тибо. Публика бурными овациями встретила решение жюри о присуждении "Гран при” (вместе с Ю. Буковым) красивому, стройному итальянцу, в последний момент записавшемуся для участия в соревновании. Его вдохновенная, легкая, необычайно жизнерадостная игра покорила слушателей, а особенно - сверкающее исполнение Первого концерта Чайковского.

   Конкурс разделил жизнь Альдо Чикколини на две части. Позади - годы учебы, начавшейся, как часто бывает, в раннем детстве. Девятилетним мальчиком, в порядке исключения, его приняли в Неаполитанскую консерваторию, в класс фортепиано Паоло Денца; параллельно он изучал сочинение и даже получил премию за один из своих композиторских опытов. В 1940 году он уже окончил Неаполитанскую консерваторию, а первый сольный концерт Чикколини состоялся в 1942 году в зале знаменитого театра "Сан Карло”, и вскоре его узнали во многих городах Италии. Академия "Санта-Чечилия” присудила ему свою ежегодную премию.
    А потом - Париж. Французская столица покорила сердце артиста. "Я не мог бы жить нигде в мире, кроме Парижа. Этот город меня вдохновляет”,- скажет он позже. Он поселяется в Париже, неизменно возвращаясь сюда после своих гастрольных турне, становится профессором национальной консерватории (1970 - 1983).
   На любовь, которую питала к нему французская публика, Чикколини отвечал страстной преданностью французской музыке. Немногие сделали в нашем столетии столько для пропаганды фортепианных сочинений, созданных композиторами Франции. После безвременной кончины Самсона Франсуа он по праву считался крупнейшим пианистом Франции, лучшим интерпретатором импрессионистов. Чикколини не ограничивался включением в свои программы практически всех произведений Дебюсси и Равеля. В его исполнении звучали и записаны на пластинки все пять концертов Сен-Санса и его "Карнавал животных” (с. А. Вайсенбергом); он посвящал целые альбомы записей сочинениям Шабрие, де Северака, Сати, Дюка, дал новую жизнь даже фортепианной музыке оперных композиторов - Бизе ("Сюита” и "Испанские отрывки”) и Массне (Концерт и "Характеристические пьесы”). Пианист играл их истово, с увлечением, видил в их пропаганде свой долг.

 Чикколини широко известен как интерпретатор фортепианных произведений Ференца Листа, чьи ученики были его учителями в Италии.  А еще среди любимых авторов Чикколини - его соотечественник Д. Скарлатти, Шопен, Рахманинов, Лист, Мусоргский, наконец Шуберт, чей портрет - единственный – стоявший у него на рояле. Пианист отметил 150-летие со дня смерти своего кумира шубертовскими клавирабендами.
   Свое творческое кредо Чикколини однажды определил так: "Музыка - это поиск истины, заключенной в музыкальной оболочке, поиск средствами техники, формы и архитектоники”. В этой несколько туманной формулировке артиста, увлекающегося философией, существенно одно слово - поиск. Для него поиск - это каждый концерт, каждый урок со студентами, это подвижнический труд перед публикой и во все то время, которое остается для занятий от марафонских гастрольных поездок - в среднем по 20 концертов за месяц.

  В 1963 году, когда Чикколини посетил Советский Союз, он уже был достаточно зрелым, сформировавшимся музыкантом. "Пианист этот- лирик, проникновенный и мечтательный, располагающий богатой звуковой палитрой. Его глубокий, насыщенный тон отличается своеобразно-матовым колоритом”,- писала тогда "Советская культура”, отмечая его спокойно-весенние краски в Сонате Шуберта (соч. 120), яркую и жизнерадостную виртуозность в пьесах де Фальи, тонкий поэтичный колорит в трактовке Дебюсси. В дальнейшем искусство Чикколини стало глубже, драматичнее, сохраняя свои основные черты. В чисто пианистическом плане артист достиг своего рода совершенства. Поражают легкость, прозрачность звука, владение ресурсами фортепиано, гибкость мелодической линии. Игра пронизана эмоцией, силой переживания...
   В 1999 г. в ознаменование 50-летия своей карьеры во Франции Чикколини выступил с сольным концертом в Театре на Елисейских полях. В 2002 г. он был удостоен премии «Золотой диапазон» за записи произведений Леоша Яначека и Роберта Шумана. Он также сделал более сотни записей для EMI-Pathe Marconi и других звукозаписывающих компаний.
по статье Григорьева Л. и Платека Я.

Им записаны все фортепьянные сонаты Моцарта и Бетховена, весь корпус сольных фортепианных пьес Яначека и многое другое, в общей сложности более 100 записей. Наибольшее внимание Чикколини всегда проявлял к французской музыке начиная со второй половины XIX века (запись полного корпуса сочинений Жюля Массне для одного и для двух фортепиано, «Карнавала животных» Сен-Санса и др.) и далее, включая не только композиторов первого ряда (Равель, Дебюсси, Сати), но и авторов, оказавшихся в их тени (Шарль Валантен Алькан, Эммануэль Шабрие, Алексис де Кастильон и др.).

по статье Григорьева Л. и Платека Я.

Трек-лист:
01 – Rossini/Peches de vieillesse/ Petit caprice (Style Offenbach)
02 - Rossini/Peches de vieillesse/ Prelude inoffensif
03 - Rossini/Peches de vieillesse/ L’innocence italienne (La candeur francaise)
04 - Rossini/Peches de vieillesse/ Ouf ! Les petits pois
05 - Rossini/Peches de vieillesse/ Une caresse a ma femme
06 - Rossini/Peches de vieillesse/ Un petit train de plaisir
07 - Rossini/Peches de vieillesse/ Specimen de I’ancien regime
08 - Scarlatti/Sonate,Kk.492
09 - Scarlatti/Sonate,Kk.268
10 - Scarlatti/Sonate,Kk.64
11 - Scarlatti/Sonate,Kk.259
12 - Scarlatti/Sonate,Kk.159
13 - Scarlatti/Sonate,Kk.377
14 - Scarlatti/Sonate,Kk.239
15 - Scarlatti/Sonate,Kk.432
16 - Scarlatti/Sonate,Kk.1

флак
потреково
280мб
обложек и трек листа нет.
ссылка:
https://mega.co.nz/#!hAlSiaoT!FEPuDZDBYmRXbhDvsQXepM_aou3d3ZPUlqOvUE-TV1w
Категория: аудио | Просмотров: 2708 | Добавил(а): terrestro
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 69
1. anm (alyosha)   (09 Мая 15 20:23) [Материал]
Большое спасибо!

2. alex sidmak (sidmak)   (09 Мая 15 23:19) [Материал]
Руки чешутся взять!
Но имея комплект,
Я "слизал" только пост.
За него и respect

СПАСИБО!

3. alexey semlyanoy (terrestro)   (09 Мая 15 23:43) [Материал]
:D :D appl appl

4. alexey semlyanoy (terrestro)   (09 Мая 15 23:48) [Материал]
Но всё же напрасно не взяли записи! Чикколини прелестно играет Россини, пре-лест-но!! - изящно, шикарным звуком, а какой пианизм!!! Вот и сравнили бы его с Джакометти!! Ирмен, при всём при том, играет суше, да и записан не так классно по звуку, как Джакометти.

5. alex sidmak (sidmak)   (10 Мая 15 00:10) [Материал]
Я имел в виду комплект Чикколини. Этот диск там под номером 11. Только у меня сначала Скарлатти, а потом Россини. ))

6. alexey semlyanoy (terrestro)   (10 Мая 15 00:14) [Материал]
А!

7. vesta (vesta)   (10 Мая 15 22:48) [Материал]
Спасибо, Алексей! :)

8. alexey semlyanoy (terrestro)   (11 Мая 15 20:13) [Материал]
piano

9. тарас шевченко (taras_17)   (16 Мая 15 09:57) [Материал]
Спасибо за Альдо :D

10. Земля (Земля)   (16 Мая 15 11:40) [Материал]
Скарлатти тут (опять) лишён главного в нём для меня - поэзии. Одна лишь виртуозность и демонстрация мастерства.

Нужны ДРУГИЕ исполнители Скарлатти.
Поэты и лирики, товарищи.

Спасибо за ознакомление.

11. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 11:55) [Материал]
Для того, чтоб играть Скарлатти, нужна блистательная техника. А слюнявость, которая свойственна всякого рода исполнителям и которую некоторые недалёкие критики принимают за лирику и поэтичность - долой!
У Чикколини масса изящества, остроумия во фразировке, огромное разнообразие приёмов, тонкости в игре красок, педализации...
О чём тут идёт речь?!
Это как если бы Карузо стал любитель пения поучать искусству вокализации.
Не стыдно оффтопить и писать глупости об одном из крупнейших пианистов мира? - ведь Вы уже не ребёнок...

12. Земля (Земля)   (16 Мая 15 12:45) [Материал]
Нет. Техника как раз нужна для поэзии. Поэзия - это уже следующий уровень сложности. ... Впрочем, нет. Техника - вещь сама по себе. Содержательность музыки - другое, параллельное явление.
Нужна не слюнявость. Слюнявость - это что-то плоское. А нужна наоборот движущимися смыслами (играющими) наполненная вертикаль - своего рода воздушный бой: вверх, вниз, в сторону, кругом, так, этак, и ещё вот так. Но всё это не для демонстрации техники и мастерства и упивания их высоким уровнем, - это всё проза на самом деле, с точки зрения истинно художественных задач, - а в слышании тонких движений чувств и образов-мыслей, их игры, наслоений, пертурбаций. Вот тогда и получается истинный шедевр, драгоценная конфетка, впечатляющая не только ум и воображение, но и самую сердцевину сердца, которая вдруг воспаляется нежным огнём, который не угасает долго-долго и так и тянется за тобой день, два, три... Вот где должно быть истинное мастерство. А что мы имеем тут? Мастерство наездника. Высокое, конечно. И только. В этом и есть художественная плоскость данной интерпретации. "Художественное уродство", можно даже сказать. При экстра-класса высоком мастерстве техническом и самоощущения исполнителем самого себя как мастера экстра-класса. Вот поле его игры. Не знаю. Вы как хотите, а мне на этом поле как-то скучно, товарищи. Ладно бы там был только Россини. Скарлатти-то зачем сюда же притащили? Прошлый век. Прошлый век это всё. Пора, пора нам браться за скарлатиея всерьёз, товарищи. По-старинке не годится уже.

13. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 13:09) [Материал]
Когда человек не может играть, а только осуждает-рассуждает - это как раз уродство. Моральное. От зависти.
Нести околесицу об исполнительстве способны только люди, не смыслящие в ремесле.
Ремесло - первооснова для деятельности любого человека в любой области, будь то игра в шахматы, на фортепиано, или же строительство, проектирование и т.д.
Для того, чтоб играть Скарлатти, нужна блистательная техника. А слюнявость, которая свойственна всякого рода исполнителям и которую некоторые недалёкие критики принимают за лирику и поэтичность - долой!
У Чикколини масса изящества, остроумия во фразировке, огромное разнообразие приёмов, тонкости в игре красок, педализации...
О чём тут идёт речь?!
Это как если бы Карузо стал любитель пения поучать искусству вокализации.
Не стыдно оффтопить и писать глупости об одном из крупнейших пианистов мира? - ведь Вы уже не ребёнок...

14. Земля (Земля)   (16 Мая 15 15:26) [Материал]
Так я и написала: МАСТЕР, ВИРТУОЗ. Что ж в этом плохого-то? Разве это не то, о чём Вы тоже пишете?
Но... Скарлатти гораздо интереснее и полнее. Для раскрытия его полноты и интересности одних перечисленных свойств, умений и талантов, пусть и мирового эктсра-класса, недостаточно. Вот ведь о чём речь.
Спрос диктует предложение. Без критиков исполнители увядают и заносит их не туда. Если природа не дала им таланта услышать Скарлатти так, как это следовало бы услышать, мы их поправим и наставим советом, товарищи. А заодно и миллионы слушателей - чтоб те тоже знали, чего им можно было бы услышать получше, если бы исполнители-мастера то сумели бы. За ориентир нарпавления работы берём исполнение сонат Скарлатти Гилельсом, имея в виду, что и тот не достиг всех возможных вершин ещё. Достичь вершины - удел будущих пианистов. Мы не завидуем (куда нам до этого!), а формируем общественный ЗАКАЗ. Хватит ужо всеядных рукоплесканий нам, товарищи! У совергшенства нет границ, и мы его должны требовать, требовать, требовать. Не стесняясь. Ибо стеснение тут суть ложное проявление сотворческой пассивности, служащая медвежьи нам тормозом в развитии исполнительского искусства.

15. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 15:55) [Материал]
15.
Читайте 14 коммент. Я всё сказал там. Времени нет на рассуждения в духе дам из "Мертвых душ" и г-на Манилова....
Очень напоминаете.

26. Земля (Земля)   (16 Мая 15 20:32) [Материал]
А что там читать-перечитывать? Там написаны прописные истины. Ваш пианист - Мастер экстра-класса, и он это показал сполна в сонатах Скарлатти. Он сыграл их так, как никто, наверно, не сможет. Другое дело, что играть их можно и нужно ещё на порядки интереснее - за счёт выявления и показа в этой музыке музыки больших пространств, так сказать, в которых мечутся чувства, причём не только сильно и страстно, но и нежно и тонко - то так, то этак. В итоге должно получаться из сонаты нечто никак не меньшее, чем симфония Малера по наполненности образов и переживаний. А что выходит у вашего Мастера? То же самое, что и в Россини. Примерно. Несерьёзно как-то это. С другой стороны себя он показал ух как! Просто гений фортепиано. В техническом ремесленном смысле. А как же в художественном? Тут, как говорили во времена Брежнева, есть ещё над чем работать, товарищи.

16. Григорий (Отрепьев)   (16 Мая 15 16:47) [Материал]
Кажется, Доменико собственноручно бы удавил струной такого... "тамбурмажора".... :D ;) aiwan-hi

18. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 17:02) [Материал]
Вы хорошо были с ним знакомы? Так сказать - накоротке?!!
Расскажите что-нибудь о нём такое, чего нет в Википедии...

27. Земля (Земля)   (16 Мая 15 20:39) [Материал]
К сожалению, а может быть к счастью, композиторы сами не ведают, что творят. Об этом недавно по телевидению говорил не то Светланов, не то Темирканов, не то ещё кто (Мравинский) - не смотрела я, картошку чистила.

17. Симон Шпак (nepman)   (16 Мая 15 17:01) [Материал]
А, вот вы где все....... старые песни о главном опять. Эх, Земля, Земля... Сталина на Вас нету.

19. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 17:05) [Материал]
Тут ещё объявился беглец из Чудова монастыря, который накоротке знал Скарлатти. Прямо по Хармсу: "Слушай, брат Доменико..." - "Да, брат Григорий: внемлю!"

Беда, что Гришка с Землёй никак не осилят Грибоедова: как доходят до фразы "А судьи кто?", так тут же разражаются спорами, как трактовать сие...

21. Григорий (Отрепьев)   (16 Мая 15 17:21) [Материал]
А чувство юмора входит в арсенал "ремесленников"? -
Или это тоже"..уродство. Моральное. От зависти"..

22. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 17:24) [Материал]
Юмор чёрный не приветствуется. И амикашонство

23. Симон Шпак (nepman)   (16 Мая 15 17:36) [Материал]
Уж не знаю, какие еще пианисты должны народиться в будущем для Земли, чтоб и Скарлатти играли с "движущими смыслами наполненной вертикали", и Моцарта исполняли позабубенистей, и Баха как-то еще, что словами не расскажешь, пальцами не покажешь. Это не пианисты, а коньки-горбунки какие-то за роялью должны играть.

29. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 21:37) [Материал]
mamba bugaga

20. Симон Шпак (nepman)   (16 Мая 15 17:20) [Материал]
- "Прямо по Хармсу: "Слушай, брат Доменико..." - "Да, брат Григорий: внемлю!"

Или как в одной опере: "Да что мне про себя разуметь? Гришка. Эх!
Как едет ён, едет ён, ён...
Да погоняет ён.
Шапка на ем торчит как рожон,
Весь, ах, весь-то грязён."

24. Григорий (Отрепьев)   (16 Мая 15 19:14) [Материал]
А ведь можно и над Вашими "регалиями" подшутить..
Например:
«Мир разделялся на две неравные части: одна - меньшая - офицерство,... другая - огромная и безличная - штатские, иначе - шпаки, штафирки и рябчики.» (Куприн.) ;)

25. Симон Шпак (nepman)   (16 Мая 15 19:50) [Материал]
Да, шпаки, штафирки, рябчики - обожаю "людей в футлярах", "с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геммороидальным.." И вообще, "Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?" (С).

28. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 21:35) [Материал]
26
appl appl appl appl :D :D booze piano piano violin violin

30. A.P. R.G. (primavera)   (16 Мая 15 22:38) [Материал]
Спасибо огромное, Алексей!! appl

p.s. посвистеть-то мы все горазды, сидя дома в кресле. Мне иной раз так жаль становится, что "критик" сам не стал музыкантом, а то мир бы сразу обогатился его новыми интерпретациями, и уж тогда бы мы, сирые и умом обделённые, обыватели, поняли, насколько ошибались, слушая не поэтичные интерпретации Скарлатти :D

31. alexey semlyanoy (terrestro)   (16 Мая 15 22:56) [Материал]
appl appl appl appl appl

32. Земля (Земля)   (17 Мая 15 00:05) [Материал]
Ах, оставьте критиков в покое! Без них вы не дождётесь лучшего. Никогда.
И отчего вы понять не хотите, товарищи, что речь не о пианисте тут, а об интерпретации? А откуда ей взяться, если все всем довольны? Только с неба. Никак иначе. Если ничего не делать. Но человек уж так устроен, что не всегда готов сидеть, сложа руки в ожидании у моря погоды. Именно поэтому и существуют такие институты производства талантов, как ПЕДАГОГИ и критики. Разве не так?
Вижу я, что педагог ревнует к критику. Что ж. Это естественно. Ведь это конкурирующие структуры. Так и должно быть, товарищи.

37. A.P. R.G. (primavera)   (17 Мая 15 00:40) [Материал]
Никто не говорит, что все всем довольны. Просто некоторым людям хватает ума и такта, чтоб не изливать свои субъективные сомнительные рассуждения на всеобщее обозрение. Как правило, "покритиковать", а ещё и поделиться своими домыслами, любят те люди, которые сами ни черта не могут и, на самом деле, не смыслят.
Засим откланяюсь. Не желаю принимать участия в подобного рода дискуссиях кисейных барышень.

42. Земля (Земля)   (17 Мая 15 01:32) [Материал]
А зря.
Конечно, если не нравятся общие разговоры и непонятно, о чём они, нужно переходить к конкретике, к детальному анализу и разбору. Но чтобы к нему перейти, нужно сначала разогреть публику, пробудить в ней интерес к предмету обсуждения. Возвращайтесь!

63. Земля (Земля)   (18 Мая 15 16:36) [Материал]
Давайте лучше послушаем моё чтение с листа Сонаты Скарлатти ре мажор К. 161, Л. 417. Тут оно, конечно же, с ошибками, пропусками (невыговариваниями) нот, попаданиями мимо нужных клавиш, и вообще ещё не в нужном качестве, но со светлой душой:
https://yadi.sk/d/dihea4Fbghwrs
piano
(В записи принимает участие электро-пианино Casio PX-5S, товарищи. В тембре "большого концертного рояля" как бы.)

Примечания на полях:

- Указанный в нотах (не известно кем) темп Allegro заменён мною на более подходящий, на мой взгляд, темп Andante. Так лучше.
- Ритмический рисунок левой и правой руки а начале 2-й части также претерпел малозаметные изменения: ритм в руках всего лишь поменялся местами. Так однозначно выразительнее получается, товарищи. Да вы и не заметите - 100%.

33. Земля (Земля)   (17 Мая 15 00:09) [Материал]
Кстати, непоэтичные интерпретации Скарлатти слушать полезно. Но только если при этом относиться к ним критически. Как к непоэтичным. Тогда их слушание служит стимулом к утроенным поискам недостигнутого. Поискам записей других исполнений - для слушателей, к попыткам проняться музыкой поглубже и сыграть её соответствующе - для исполнителей.
Если же говорить, что всё хорошо и замечательно и лучшего и не надо, то это ЗАСТОЙ, товарищи. А застой - это плохо. Вспомните Рихтера! Тот вечно был недоволен своей игрой. Нам бы тоже не помешало разделить его самооценки хоть в той или иной степени. Чтобы не стать соавторами застоя, товарищи. С кем? Не с Рихтером, конечно. С иными.

34. Александр (Trompete)   (17 Мая 15 00:32) [Материал]
Земля - раз уж вы говорите, что к критике надо прислушиваться, то стоило бы обратить внимание, что тон вашей критики тоже подвергается сильной критике. :)

35. alexey semlyanoy (terrestro)   (17 Мая 15 00:39) [Материал]
:D appl appl appl bravo

47. Земля (Земля)   (17 Мая 15 02:00) [Материал]
Прям, как на футболе.

Давайте ближе к делу, товарищи.

46. Земля (Земля)   (17 Мая 15 01:58) [Материал]
Спасибо. Постараюсь учесть. Как смогу. :)

36. alexey semlyanoy (terrestro)   (17 Мая 15 00:39) [Материал]
Ну и что измерится в мире?
Кому браться-то ?! - уж не Земле ли??!!
holmes holmes lol

38. alexey semlyanoy (terrestro)   (17 Мая 15 00:45) [Материал]
Константин! Вся моя тирада отнсится к Земле! Не к Вам! Вам - респект и уважуха!

43. Земля (Земля)   (17 Мая 15 01:35) [Материал]
Несерьёзные вы человеки, товарищи. Вот что я вам скажу. С вами кашу не сваришь. ...Но мы, всё же, попробуем. ;)

44. Земля (Земля)   (17 Мая 15 01:37) [Материал]
Начать нужно с изменения сознания. Сформировать общественный запрос затем. А дальше всё уже само поедет. "Процесс пойдёт", так сказать. Ведь сумели же некоторые запустить процесс под названием "аутентичное исполнение"! Такая глупость на самом деле. А люди вляпались по самое не могу.

45. alexey semlyanoy (terrestro)   (17 Мая 15 01:52) [Материал]
Аутентика - это лже-искусство. Как всякая субстанция, искусство не живёт вне времени:он изменяется вместе с нами. Т.е с нашим бытом, мироощущением, восприятием всего сущего. Играть на конских жилах - бред. Играть на скрипке без вибрато - бред тоже.Ну и всё прочее - это всё попытки дважды войти в одну и ту же реку...

48. Земля (Земля)   (17 Мая 15 03:50) [Материал]
Продолжим сопоставление. Аутентика как инструментарий - техническая сторона исполнительского искусства. Техническое мастерство исполнителя - это тоже техническая сторона исполнительского искусства, технический аппарат исполнителя, такой же, как и его инструмент по своему подчинённому значению. Подчинённому чему? Художественной задаче. Художественная задача - это главное, суть, душа, смысл музыки, которые исполнитель должен, во-первых, сам познать-прочувствовать, а во-вторых, передать через своё исполнение слушателям. Вот именно эту художественную задачу я тут перед вами, товарищи, и пытаюсь поставить: играть сонаты Скарлатти поэтично - более поэтично, чем Грига, Равеля, Дебюсси, чувственно, как Моцарта, как Шопена, психоделично, как К. Ф. Э. Баха, как Шумана, как Мусоргского, ... и т. д.. Т. е., сонаты Скарлатти во всей своей совокупности и в отдельности должны стать ДЛЯ ПИАНИСТА, по возможности, огромным космосом игры всех красок мира, так сказать - от самых примитивных и грубых до самых тонких и прозрачных.
Чем вам не контр-аутентика, так сказать? Применительно к ФОРТЕПИАННЫМ сонатам Скарлатти. (На других инструментах требования будут уже исходить из возможностей инструментов. А их у них, как правило, меньше, чем у фортепиано, для выполнения означенной художественной задачи.)

51. Симон Шпак (nepman)   (17 Мая 15 07:00) [Материал]
Аутентизм относится только к инструментам. Интсрументы могут быть аутентичными, а исполнение - нет. А чтоб, как некоторые считают, был аутентичный эффект на концертах, надо, чтобы и публика была аутентичной. Люди никак не понимают, что Бах, к примеру, исполнял свою музыку на современных ему инструментах и в его времена не было аутентизма, а значит идея аутентизма не аутентична. Это уже веяние авангарда в 20 веке.

39. Земля (Земля)   (17 Мая 15 00:59) [Материал]
Могу разобрать детально и конкретно. Просто это потребует довольно таки немало труда, поэтому приходится писать вообще и туманно.

Некоторое время назад студентка саратовской консы (заочница) вернула мне одолженные ею у меня на полгода ноты сонат Скарлатти. В нотах очень авторитетный по саратовским меркам педагог-профессор (имени не помню) оставил многочисленные пометки-указания карандашом. Боже! Я просто в шоке! Как так можно?!! Чисто формальный подход, никакого чувствования музыки! Неудивительно, что студентка мне призналась, что так и не раскусила музыку Скарлатти - в смысле: что же в ней такого привлекательного-то, за что её любить-то? Это была соната фа минор К. 462, Andante. О! какое же там почти физическое томление любви! Из мрака в свет и обратно, туда-сюда, туда-сюда, и обратно!.. Брррр... Гилельс бы смог сыграть, как надо. Молодой если.

Да, лучше, конечно, самой позаписаться бы. В желаниях это есть. Трудно сорганизоваться. Да и страшно как-то. А сколько труда надо положить на разучивание!.. Ой не дождётеся вы у меня!...
Кстати! Но ведь я уже выкладывала вам в прошлые годы (в 11-м или 12-м, или в 10-м) в теме форума "Творчество погруженцев" (или в другой? - про необходимость иногда нарушать авторский текст, содержащий явные описки или недоделки, может быть) свою домашнюю запись плохо сыгранной (в смысле: с ошибками и на расстроенном, без одной струны пианино) большой сонаты-фуги ре минор К. 417. Там и словесных описаний, помнится, было понаписано много-много - критики записей других исполнителей. Но фуги Скарлатти, которых всего-то чуть-чуть (пять, шесть, семь, восемь?) - это другая особая тема. Там не требуется того, о чём речь тут у нас, т. е. поэзии. Там нужна лишь вдохновенность и жар, широта, масштаб и смелость (вопреки устоявшегося представления о сонатах Скарлатти вообще). Не помню кто (кто-то похожий на профессионала), мой тамошний собеседник и дискутёр, оставил там похвальный отзыв о моей ... как уж её?.. не фразировке, а какое-то другое схожее по смыслу слово... как уж его?.. э-э... короче, смысл такой, что всё сыграно не ровно-беспристрастно, а с явным разделением на фразы, фразочки, подфразочки и т. п. и с интонационным выражением, с смысловыми акцентами, с кульминациями и т. п., "за что вам от меня", написал он там, "особое спасибо, ибо мало кто так играл ещё на моей памяти", сказал. Если не вру по беспамятству. ... А! Кажется, это было слово "артикуляция". ... Не знаю, жива ли там ссылка на эту запись. Смотря на какой ресурс выложена она. Впрочем, за ту запись мне стыдно. Я всего лишь хотела ею продемонстрировать, как надо свободно не по тексту, а угадывая по смыслу играть иногда старинные произведения. Там речь шла о выделении вопреки отсутствию указаний на это в нотах Коды в этой фуге - выделении путём замедления на последних тактах (на пол-страницы) темпа музыки в 2 раза и придания такому вот финалу баховского размаха путём некоторого раскачивания ритма-темпа в этих заключительных тактах, т. е. примерно так же, как в финальных арпеджио и аккордах самой известной и популярной органной фуги ре минор Баха. ...А ведь ни одной интересной записи этой фуги Скарлатти ещё не существует, товарищи. Ни на рояле, ни на клавесине, ни на органе. Поле для исполнителей по сути непаханное. Вся надежда, выходит, что на будущих знаменитостей.

Но, чтобы понять, о чём я, достаточно слушать вам Гилельса, его записи сонат Скарлатти, товарищи. "Понять" в смысле чувствования им этой музыки и выражения в ней поэзии.
А также, кажется, Судьбина. Что-то я уже забыла, как он играл. Помнится по ютуб, что чаще играл хорошо, чем не очень, играл именно что с серьёзным поэтическим и человеческим подходом, чем выделился в моей памяти среди остальных, но что можно и нужно бы играть это всё ещё лучше. Он у меня в моих выкладках есть тут. Но это чей-то чужой материал, его переписали просто на меня. Поэтому я его и не помню на слух уже. Надо бы переслушать его. Надо бы и ссылки в нём проверить на живость.

Комарова я выкладывала ещё. Покойного профессора Ленинградской консы. Тоже нравится такой же вот поэтичный тренд у него. Записи 1975-го года. С пластинки. Но там и сонат всего три штуки. И из них примером для подзарядки на дальнейшие свершения исполнителям можно взять только одну последнюю - ми-бемоль мажорную К. 193 (Л. 142). Си минорную Гилельс лучше сыграл. А ре минорную быструю все играют примерно одинаково хорошо. Там кроме совсем нетрудной моторики, лёгкости и интонирования от исполнителя ничего и не требуется. Поэтому её так часто и играют-записывают все, наверное. На всех инструментах, кстати. И на гитарах, и на гармонях. На ютуб, помимо записей профессионалов, полным-полно любительских видео с нею.

40. alexey semlyanoy (terrestro)   (17 Мая 15 01:04) [Материал]
Признаюсь Вам, Земля, я не люблю Гилельса так жарко, как Вы. Он был блестящий мастер, именно блестящий. Глубины ему всегда не хватало. Не Рихтер он. Вот тот - да! Тот был гений. Выше всех. Кстати - Скарлатти не играл. Скучно ему там было. И тесно.

41. Земля (Земля)   (17 Мая 15 01:24) [Материал]
Мне исполнения Гилельса тоже в большинстве случаев не кажутся идеальными. Просто он играл много музыки ему (его природе) как бы не очень близкой. Но есть у него просто гениальнейшие попадания в яблочко. Сонаты Скарлатти, главным образом в самых первых его записях - это 5 сонат 55-го года записи, кажется, (потом в более поздние годы у него уже стало получаться хуже как-то - я виню в этом возраст (всего им записано не то 11, не то 14 сонат - не помню уже (у нас они все выложены давно и не единожды))) отношу к такому вот попаданию. Никто пока что, насколько я в курсе (может, чего-то не знаю) не сыграл лучше сонату си минор К. 27 (это номер один) - https://youtu.be/JWl4nAFfD88 или https://youtu.be/W3lGm8V4CJU (в другой резко отличной оцифровке пластинки) - и сонату ми мажор (К. 380, Л. 23, в темпе Анданте которая) - https://youtu.be/UdqeS2fbs18 или https://youtu.be/MYLss7QN4AM (в другой резко отличной оцифровке пластинки). Сонату ми мажор сыграть так, наверно, многие бы смогли, если бы им подсказать, что там нужно бы выразить, а вот с сонатой си минор, судя по собственным попыткам сыграть её так же или лучше - глухой номер. Это настолько зыбкое тонкое состояние нужно выразить там, что тут нужно очень высокое ремесленное владение инструментом и собой плюс очень тонкая организация души. Гилельс таковой явно обладал, но пользовался довольно-таки скупо, боялся как будто бы.
А вот послушайте-ка запись, кажется, 1960-го года: https://youtu.be/vKz-lDVC8sE . Вообще можно и ещё лучше сыграть. Но отчего-то никто не играет даже и близко к этому эту простенькую и давным-давно известную сонатку Скарлатти. Все играют её совсем-совсем примитивно - как детскую безделицу какую-то, без мысли, без чувства.

50. Симон Шпак (nepman)   (17 Мая 15 06:39) [Материал]
43
Вы знаете, я тоже к Гилельсу аналогично отношусь. Много замечательно сыграл, "Лунную", например, вообще отгрохал так, что после него нечего было делать, но во многих других работах, да, - больше именно блеска у него и с Рихтером ему совсем не было возможности тягаться в вопросах философских глубин, цельности концепций, полной реализации замысла, певучего звукоизвлечения, ну и т.д. и т.д.

53. Земля (Земля)   (18 Мая 15 14:40) [Материал]
Иногда в бесконечном потоке людей встречаются такие незнакомцы и незнакомки (мужчины и девушки) (как правило, молодые или очень молодые) с какой-то внутренней затаённой идеалистической начинкой и связанной с ней энергетикой, от одного взгляда на которых моментально получаешь словно удар хлыстом по затылку, который тебя тут же (как удар молнии) психически выстраивает словно по стойке смирно, подтягивает, мобилизует, вам словно хочется тут же неосознанно стать лучше, стройнее, правильнее, соответствовать. Вас внутренне передёргивает и моментально перестраивает на какой-то более высокий уровень сознания и мироощущения. Происходит это совершенно как-то машинально, автоматом, по мимо вашей воли и сознания, инстинктивно, как моментальный испуг и стресс, переходящий в некое подобие завороженности-околдованности. ...Вот точно такое же действие на меня всегда с первых же миллисекунд оказывает сам звук Гилельса. Он меня строит. Моментально. Какой-то своей пронзающей красотой, затаённой (словно испуганной, но прорывающейся помимо воли) жгучей идеалистичностью. Есть в ней что-то дикое, дикообразное, резкое и вместе с тем чистое, неиспорченное, благородное, правильное. Испуганное и горячее. Как в молодой необъезженной ещё лошади (или коне), которую выводят на вольер, чтобы обуздать и приручить. Вот этим всегда берёт, завораживает и покоряет Гилельс. Если этому не мешает музыка. Но музыка обычно должна говорить слушателю о другом. Такое вот впечатление, производимое звуком Гилельса, накладывается на впечатление, которое должна производить музыка. Как правило, это очень специфичное, своеобразное сочетание получается. Как сладкого с солёным, может быть. Кому-то оно может нравиться, кому-то нет, кому-то в большей, кому-то в меньшей степени. Но бывает, что такой вот звук Гилельса и передаваемое через него его вот это очень индивидуальное постоянное состояние сердцевинки его души или натуры ложится на музыку как нельзя кстати. И тогда возникает чудо — чудо исполнительского искусства, шедевр. Тут как пример можно вспомнить и упомянутую «Лунную» сонату в записи с концерта в БЗК конца 60-х годов, и прелюдию си минор Баха-Зилотти. И, наверно (может быть), упомянутые тут выше две из пяти сонаты Скарлатти записи 1955-го года.
Ещё есть замечательное исполнение Гилельсом концерта Грига в Лондоне 1977-го года. Под видео на ютуб очень много комментариев со всего мира о том, что это, наверно, лучшее исполнение концерта Грига вообще. Я бы добавила к этому, что это скорее больше, чем просто лучшее исполнение концерта Грига, или даже нечто другое совсем, нежели лучшее исполнение концерта Грига или просто концерт Грига. Это какое-то совершенно самостоятельное явление музыкального искусства. Это не Григ и не его концерт. Это сам Гилельс и его затаённое внутреннее прекрасное по музыке Грига, если можно так сказать, товарищи.
ИМХО.

54. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 14:55) [Материал]
На моей памяти исполнение до-диез минорной сонаты Бетховена Гилельсом в ВЗК - наихудшее, что я слышал у него. Это 1968 год, если не ошибаюсь. Гилельс обыгрывал программу, которую он вёз а Карнеги-холл. И вот как раз исполнение в Карнеги-холл - одна из прекраснейших интерпретаций этой сонатой не только Гилельсом, а вообще. Это 1969г. Мелодия опубликовала этот концерт.
Кстати, по красоте звука... у Гилельса было достаточно соперников. Тут только одних пианистов, начинающихся на букву "Г" можно начитать не одного: Гельбер (GELBER, Bruno), Гинзбург (Григорий), Гульда (Gulda, Fridrich)... :D

55. Земля (Земля)   (18 Мая 15 15:19) [Материал]
Ну, у всех же разная красота звука. Для меня важна не красота звука вообще, сколько производимый ею эффект, впечатление на уровне, так сказать, поджилок. Резкая, атакующая, пронзающая красота звука Гилельса - особенная красота. Некоторым именно она неприятна.
А мне запало в памяти, что "Мелодия" выпускала концерт, записанный в БЗК. Там на другой стороне пластинки 8-я соната ещё. Впрочем, на такие мелочи обычно особого внимания не обращаешь: где записано, когда, зачем и почему? - какая разница??

56. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 15:22) [Материал]
Стучащая? Т.е. туше у него просто отбойное?

57. Земля (Земля)   (18 Мая 15 15:24) [Материал]
О! У меня точно такое же. В смысле "отбойности". Быть может, поэтому Гилельс - мой кумир. За звук его. Мы с ним - родственные по звуку души, так сказать. Когорта. [img]http://intoclassics.net/beer.gif[/img]

58. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 15:26) [Материал]
Земля! Ноша не тяжела? :D

59. Земля (Земля)   (18 Мая 15 15:29) [Материал]
Ой тяжелаааа..., тя желаааа..., милок. Аж руки отваливаюца... Совсем играть перестала уже. :'(

Не знаю, как у Гилельса, а у меня это - результат неправильного воспитания. Какие учителя - такие и руки, товарищи.

60. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 15:31) [Материал]
Надо пупок беречь. Всё же - Гилельс не пушинка, а тяжеловес...

61. Земля (Земля)   (18 Мая 15 15:34) [Материал]
Он что - бревно? Али мешок какой?
Тяжеловес - это хорошо. Пусть меня носит. Раз, два, взяли! Понесли, товарищи! booze

62. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 15:37) [Материал]
Земля! Я писал о Гилельсе... О Вас - ни слова... В смысле тяжести, понятно... :D

64. Земля (Земля)   (18 Мая 15 16:37) [Материал]
Переходим к комменту №67, товарищи.
(это выше - вверх - к комментам 39, 45 - под ними, товарищи)

65. alexey semlyanoy (terrestro)   (18 Мая 15 17:11) [Материал]
Земля! Вспомните, о ком эта фраз и из какой книги: Остапа понесло....

66. Земля (Земля)   (18 Мая 15 17:16) [Материал]
"Золотой телёнок"? Или "Тринадцать стульев"? Не читала. Фильмы видела. В поисковик заглядывать лень.

Кончай оффтоп, товарищи!! Все на концерт!! В честь Чикколини и Эмиля Гилельса. Бесплатный. piano

49. Земля (Земля)   (17 Мая 15 04:51) [Материал]
.Вот она, наиболее удавшаяся, на мой взгляд, Комарову: https://youtu.be/p8Otw7uvLwY . ...Слушаю сейчас и слышу, что исполнение довольно легкомысленное. Надо бы чуть медленнее, вслушиваясь в каждый звук и в пустоту пространства, таинственнее и сердечнее, чуть с горчинкой, как бы проснувшись утром от солнечного света в окно, но никак не оторвавшись от какого-то непонятного сна, мысли всё ещё несобраны, раздвоены, чувства полны неги, ожиданий солнечного утра и дня и неясных страшащих предчувствий чего-то гнетущего, тянущихся из какой-то непонятного только что прерванного сновиденья.

Ссылка на Судьбина
в МР3-320: https://yadi.sk/d/x9jkwOdrUeqDS
В лосслесс: https://yadi.sk/d/DirgMb7gUeeQn
Кажется, тоже несколько легкомысленное исполнение, всёж-таки.

Гилельс - 5 сонат Скарлатти, запись 1955 г.
в АРЕ - https://yadi.sk/d/EXtgNOyxUedC3 ,
в МР3-320 - https://yadi.sk/d/uWgMdoD6UefCK

52. Валерий Чайкин (valerzo)   (17 Мая 15 17:41) [Материал]
Не могу загрузить эту выкладку.
Попытка открыть ссылку
завершается сообщением: ошибка при установлении
защищенного соединения.
Подскажите, пожалуйста, как Вам удалось загрузить.

67. Земля (Земля)   (18 Мая 15 18:07) [Материал]
Где же ближе? Моцарта в нём я не перевариваю (за исключением гениально сыгранных с К. Бёмом 10-го и 27-о концертов). Большую часть Бетховена - тоже. А уж остальных композиторов я просто не люблю, товарищи.

Как вам моё чтение с листа? (коммент 67)

68. Земля (Земля)   (19 Мая 15 00:08) [Материал]
Он находится в конце такой последовательности комментов: 31 - 32 - 33 - 39 - 45 - 67.

Концерты Бетховена? Мне не нравятся. Это с кливлендским оркестром которые? Впрочем, с кем они мне нравятся - не помню. Впрочем, 5-й в Аррау - это конгениально. А! нет! 4-й с Гилельсом где-то в Лондоне - замечательно! Особенно 2-я часть. ... Вообще, всё это слушалось так давно... надо бы переслушать. ...Я вообще имела в виду сонаты Бетховена. Вот что-то кроме 8-й и 14-й ничто не отложилось в памяти с Гилельсом, как что-то "ого-го!". ...3-й концерт Рахманинова с Ю. Орманди (выкладка с ним ликвидирована у нас по требованию внука Гилельса) - презамечательно. ...А так... Нет, я не знаток гилельсовского наследия. ...Я и Чикколини прослушала всего одну сонату и скорей писать отзыв сюда. Потом ещё одну прослушала, и уже прямо противоположное впечатление: не наездник он (как в первой), а какой-то излишне "тряпка", простите. (Ну разве можно бравурно-агрессивные аккорды брать так непреклонно нежно-тихо всю сонату, товарищи?! Это что за фортепианные нежности!) Собираюсь сегодня (или завтра) послушать остальные ещё.

69. Земля (Земля)   (19 Мая 15 01:06) [Материал]
Итак. Начнём конкретный разбор представленных здесь сонат Скарлатти и их исполнения.

1. К. 492. Чикколини исполняет её в одном темпераментном ключе, монотонно сангвиническом. Полагаю, что соната звучала бы (и это касается большинства сонат Скарлатти) куда интереснее, если бы была разделена минимум на два контрастирующих по времени содержательных пласта - собственно сангвинический начальный и противоположный ему меланхолический (в побочной партии и в том, что можно условно назвать "разработкой" - начальной части репризы по сути). При таком разделении сангвинический характер автоматом (сам собой) превращается у нас в крайне неуравновешенный холерический, музыка становится интереснее, разноплановее, глубже, ярче - по меньшей мере в два, а скорее в 4 или даже в 8 раз (раза). "Меланхоличность" - это условное название. Более точное - такое: таинственное, тревожное, мистико-загадочное, испуганно-страшащееся, жалостливо-плачущее-взывающее-умоляющее (о помощи, спасении, ответной любви или что там ещё аналогичное) - лирическое (оно же "любовное"). После чего вдруг совершенно шокирующе - "брызги шампанского" и "танцы до утра". Указанная "меланхоличность" должна достигаться, в частности, обильным применением педали, однозначным снижением громкости, особенно левой руки, до пиано, а то и более (у Чикколини мы слышим всё то же форте, что и в начале, всю пьесу слышим форте только), правая же рука должна играть на пределе выразительности, стенать, так сказать, но предельно красивым звуком. Тут инструмент должен слышаться как гитара прежде всего и прежде всего как "пение" гулко резонирующей деки гитары. Т. е. звук должен быть остренько отточенным и при этом за счёт обильного применения педали "разноситься эхом", которое подхватывает, поёт и допевает то, что не смогли и не успели допеть струны гитары. Можно представить звук гитары с очень близкого расстояния, почти что как если бы вы прислонились ухом к деке её.
В "разработке", что типично для большинства сонат Скарлатти, всегда нужно слышать как бы скрипичную группу струнного оркестра. "Нужно" - в смысле, что она и так слышится, сама. Задача исполнителя - это услышать, если он это не услышал ещё.
Вот так соната оживится множеством контрастно сменяющих друг друга и где-то наслаивающихся друг на друга красок, станет этаким кратковременным ярчайшим выбросом потока жизни на слушателя, поразит, ошеломит его и оставит у него незабываемое впечатление и долгое переживание его потом (как послевкусия).
Примерно так.
Вообще, тут должно получиться в итоге что-то вроде мистерии испанского танца (главное слово тут - "мистерия"). Слушатель должен быть ею захвачен и околдован. Хотя бы чуть. Насколько возможно.

Слушаем дальше. Продолжение следует.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.