Francis POULENC / Франсис ПУЛЕНК
La voix humaine / Человеческий голос
Mонодрама по пьесе Кокто для сопрано и орк.
Denise DUVAL / Дениз ДЮВАЛЬ
Orch. de l'Opera-Comique / Georges PRETRE
Jean COCTEAU / Жан КОКТО
Le bel indifferent / Равнодушный красавец
Драма в одном действии
Edith PIAF
Обложка этого диска, вышедшего в серии «L’Esprit Française», поначалу ввела меня в заблуждение: под крупно написанным POULENC были названия двух сочинений, одного – уже знакомого мне, а другого –
неизвестного, причем, как можно было понять, поет там Эдит Пиаф.
С первым сочинением, одноактной монооперой
«Человеческий голос» по одноименной пьесе Жана Кокто (1932), я познакомился еще
в начале 60-х, слушая пластинку именно с этой записью (выпущенную в 1959 г, вскоре после ее нашумевшей премьеры в Париже) на
презентации Аджемова в зале Студии граммзаписи в Москве. Позднее эта опера, но в
концертном варианте, исполнялась в СССР (в переводе
Наталии Рождественской) Надеждой Юреневой с орк. Всесоюзного радио п/у Рождественского.
Позже запись исполнения 1965 г в БЗК вышла и на пластинке Мелодии.
Приведу ниже описание обстановки и содержания
спектакля, данное Корто: «Сцена представляет угол женской спальни; это
темная синеватая комната, налево – неубранная постель, направо – полуоткрытая
дверь в ярко освещенную ванную. Перед суфлерской будкой – низкое кресло и столик;телефон,
лампа, льющая резкий свет. Занавес
открывает комнату, в которой, кажется, произошло убийство. Перед кроватью, на
полу, распростерта, словно убитая, женщина в длинной сорочке. Тишина. Женщина
приподымается,меняет позу и снова впадает в неподвижность. Затем, решившись,
встает, берет с кровати пальто и, помедлив, направляется к двери. Как только
она коснулась ручки двери, зазвонил телефон. Она бросается к нему. Пальто
мешает ей, резким движением ноги она отбрасывает его в сторону. Снимает телефонную
трубку. С этой минуты она говорит стоя,
сидя, спиной к зрителям, лицом к ним, в профиль, на коленях за спинкой кресла,
положив на нее голову, шагая по комнате, таща за собой телефонный шнур, пока,
наконец, не падает ничком на кровать. Ее голова безжизненно повисает, и трубка
падает из рук как камень.»
Однако ко второму сочинению, как оказалось,
Пуленк никакого отношения не имеет. Это просто запись постановки 1953 г
короткой пьесы Жана Кокто «Равнодушный красавец», написанной в 1940 г для Эдит
Пиаф, где она играет единственную «говорящую» роль. Судя по краткой аннотации в
буклете, действие происходит в комнате отеля, где женщина, в ожидании своего любовника,
звонит ему по телефону. В конечном счете он появляется, не говоря ни слова и не
снимая одежды ложится на кровать, закуривает сигарету и начинает читать газету,
закрыв ею лицо. Ни мольбы женщины, ни её гнев, ни угроза самоубийства не
оказывают никакого действия – он молча встает и уходит, хлопнув дверью. После
шума отъезжающей машины следует последний монолог героини, а по его окончании
звучит, как бы из граммофона, песня в исполнении Эдит Пиаф – эффект, не предусмотренный
автором пьесы. Однако, ознакомившись с этой записью, Кокто написал в своем
дневнике следующее: «В исполнении Пиаф есть ни с чем не сравнимые моменты. Она
заканчивает одной из своих песен. И это работает. Окончить тишиной не было бы столь
убедительно.»
Таким образом, этот диск содержит пару «пьес
для двоих», в которых мы слышим лишь голоса женщин. Все же вторая из этих пьес,
из-за отсутствия в ней музыки, остается, несмотря на весь талант Пиаф, в
значительной степени драмой для французско-понимающих (к которым я, к
сожалению, не отношусь).
FLAC + Booklet (246.9 MB)
https://cloud.mail.ru/public/9da8361380e1/Poulenc_Cocteau.7z