Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
С.В.Рахманинов – Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Марта Аргерих, Немецкий симфонический оркестр, дир. Риккардо Шайи [аудио]
Вольфганг Амадей Моцарт - "Соната для скрипки и арфы соль мажор" [аудио]
Малер - 9-я симф., Адажио [аудио]
Календарь новостей
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 25 Апреля 24, 13:00
Главная страница » 2014 » Август » 15 » Ширвани Чалаев - классик дагестанской (лакской) музыки
Ширвани Чалаев - классик дагестанской (лакской) музыки



 Ширвани Рамазанович Чалаев родился 16 ноября 1936 года в селе Хосрех Кулинского района Дагестанской АССР. Лакцы - один из народов Дпгестана, составляющий по переписи 2010 года 5,5 % населения Дагестана. Лакский язык относится к нахско-дагестанской языковой семье.
 
 Рабочий-токарь, а затем студент Дагестанского университета, за плечами которого было всего лишь 2 года систематических занятий музыкой, только после третьей попытки стал на путь профессионала. Вера в талантливого ученика, не покидавшая замечательного педагога, учёного, композитора Г. Гасанова, была вознаграждена сторицей. В течение напряженных консерваторских лет (Чалаев занимался в классе профессора В. Фере, у него же совершенствовался в аспирантуре, которую окончил в 1968 г.) активно ликвидировались "белые пятна" образования, накапливался потенциал для будущего развития, нащупывался свой пульс, свою тональность в искусстве.

 Как и его ближайшие предшественники, Чалаев прежде всего стремился к творческому освоению народного наследия. Не довольствуясь накопленным - так, большим знатоком и хранителем дагестанского фольклора был, к примеру, его учитель Гасанов - композитор сам пускается на поиски песенных сокровищ. Результат этих экспедиций - бережно
собранные, обработанные "книги" песен. Таковы изданные уже в более поздние годы Лакские народные песни (1977), а также оставшиеся в рукописи Сто даргинских народных песен (1976), Сто аварских и Сто лезгинских народных песен. Все сборники снабжены интереснейшими комментариями композитора, обнаруживающими глубокое понимание и одержимость предметом изучения. Опыт, накопленный здесь, трудно переоценить. Это было воистину обретение языка во всем многообразии составляющих его элементов. Складывалось, шлифовалось кредо мастера, его жизненная и художническая позиция.

 Дагестан, его облик, голос, люди - эта тема красной нитью проходит через все творчество композитора - певца родной земли. Это расхожая метафора в отношении Чалаева наполняется особым смыслом. Превосходный исполнитель собственных сочинений, он наделяет энергией народно-песенного мелоса (при достаточно редком цитировании) любое из своих произведений, независимо от жанра. Отсюда неизменная, рушащая все преграды естественность и в то же время предельная строгость и правдивость высказывания. Единодушный отклик ожидал вокальные опусы на стихи соотечественников композитора - Р. Гамзатова ("Надписи" - 1965, "Облака" - 1966, "Целую женские руки" - 1970, "Песни Муи" - 1972), Адалло ("Зеленые косы грусти" - 1973), Батырая ("Да не встретится любовь" - 1974). Пережив второе рождение в музыке,
далекая "горская" поэзия явилась во всем своем богатстве и общечеловеческой значимости.

 Подлинное завоевание композитора - Семь лакских песен для баритона и камерного оркестра (1968). Возникшее на гребне так называемой "фольклорной волны" 60-70-х гг. это небольшое сочинение выдвинуло своего создателя на передовые рубежи
советской музыки. "Лакские песни - пример глубокого творческого отношения к духовным ценностям народа", - писал Г. Свиридов, называя Чалаева "не только бережливым реставратором, но прежде всего художником-новатором, создавшим на основе старинных песен произведение истинно современное как по средствам музыкальной выразительности, так и по мыслям и настроениям".

 Чуток Чалаев и к иноязычной поэзии. Таковы вокальные циклы "И мир был посреди" (на ст. американской поэтессы Э. Дикинсон - 1976); "Лунные песни" (1986), "Амарго" (1987) на стихи Г. Лорки, захватывающие своим страстным максимализмом, аллегорической многослойностью, кинематографической игрой планов. Именно музыка снимает барьер
"чужого" языка, делает близким иной поэтический мир. Примечательно также обращение Чалаева к русской поэзии, прочитанной им глубоко по-своему. Свойственный композитору неуёмный темперамент, чистота и первозданность взгляда взрывают привычные представления о много раз слышанных "Зимней дороге, Зимнем вечере, Горных вершинах, На холмах Грузии" (поэма "Посвящение для хора" a cappella на ст. А. Пушкина и М. Лермонтова). Столь же своеобразны вокально-симфонический цикл "Гой ты, Русь" (на ст. С. Есенина), "Колыбельные песни сердцу" (на ст. А. Фета) для контральто, виолончели и фортепиано, сольная кантата "На поле Куликовом" (на ст. А. Блока).

 Много сделано Чалаевым в театре. Им написаны оперы "Горцы", "Король Лир", "Хаджи-Мурат", "Читая дневники поэта", "Кровавая свадьба", "Казаки", "Джунгли" ("Маугли"), музыкальная комедия "Странствия Бахадура" (либр. В. Викторова и Р. Сац по мотивам повестей А. Абу-Бакара), оратории "Не спят обелиски" (на ст. Адалло, 1984), "Аллея У. Буйнакского" (на ст. дагестанских, русских и испанских поэтов, 1986), 2 балета: "Камалил Башир" и "Хан Гирей", романтический мюзикл "Поручик Тенгинского полка" по стихам и роману "Герой нашего времени" М. Лермонтова.

 Я гляжу и не вижу -
 так бесконечны горы...
 Я кричу и не слышу -
 так бездонны ущелья...

 (лакская народная песня)

 Ширвани Чалаев - в зените мастерства. Нашедший благодарного слушателя как на родине, так и за её пределами он продолжает набирать силу, приобщая всё больше и больше людей к музыке своей суровой и прекрасной страны.

Фильм "Лакские песни" (Ширвани Чалаев, Лия Ахеджакова):
https://www.youtube.com/watch?v=X27PpTJzGMA

Передача Сергея Яковенко о Ширвани Чалаеве:
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue115/


Концерт №2 для скрипки с оркестром в 4-х частях
Илья Калер - скрипка, Московский государственный оркестр, дирижер Фуат Мансуров
I. Часть 1
II. Часть 2
III. Часть 3
IV. Часть 4

Концерт №1 для виолончели с оркестром в 3-х частях
Валентин Фейгин - виолончель, Московский государственный оркестр, дирижер Вероника Дударова
I. Часть 1
II. Часть 2
III. Часть 3

Вокальные циклы:

`Лунные песни` для контральто и виолончели на стихи Ф.Г.Лорки (1986)
(в переводах М.Самаева, А.Гелескула, В.Парнаха), Нина Григоренко - контральто, Наталья Савинова - виолончель

"Колыбельные песни сердцу" (на ст. А. Фета) для контральто, виолончели и фортепиано,

сольная кантата "На поле Куликовом" (на ст. А. Блока)

Вокальный цикл на слова О.Батырая "Да не встретится любовь" (1974),

 Нина Григоренко-Чалаева


Дорога в Оман, симфоническая сюита
 
 Государственный симфонический оркестр России
 Дирижер - Валерий Полянский

Вокальный цикл на стихи Р. Гамзатова "Песни Муи" (1972), Людмила Бодрова

Семь лакских песен для баритона и камерного оркестра (1968), автор и ансамбль солистов п/у А.Корнеева

Три лакские песни и Девять лакских песен в исполнении автора

Песня "И вновь я дома"

Четыре лакские песни для виолончели и фортепиано, Лев Евграфов и автор

Маленькое юношеское трио на карачаевские темы

Вечерняя песня для оркестра народных инструментов

ЧАЛАЕВ «Непостижимый бог», кантата для контральто, хора и оркестра. Стихи Г. Державина, М. Лермонтова и Л. Мея,
и канонические церковные тексты.
Элеонора Кипренская, меццо-сопрано
Хор филармонии Кавказских Минеральных вод
Кисловодский филармонический оркестр, дирижёр - Станислав Кочановский

Концерт для кларнета с оркестром (2013)
Евгений Афанасьев, кларнет
Кисловодский филармонический оркестр, дирижёр - Станислав Кочановский

Творческий вечер Дагестанского композитора Ширвани Чалаева в Смоленской филармонии, май 2011
Симфониетта часть 1
Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром солистка Е. Гарибова
Концерт для скрипки с оркестром № 6 солистка О. Землкова
Лакские песни с камерным оркестром - исполняет автор.
Смоленский камерный оркестр, дирижер: Михаил Переплеснин.

Гой ты, Русь моя родная, романс на слова Есенина, авторское исполнение


https://cloud.mail.ru/public/da810140f7d0/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%20%D0%A7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2.rar

Категория: аудио | Просмотров: 4950 | Добавил(а): Dёrt_Nord
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.