Эта цитата мне попалась в статье "Импрессионизм (музыка)" в русской Википедии.
Там даётся ссылка на книжку Erik Satie Ecrits. — Paris: Editions champ Libre, 1977, которая на русский, кажется, не переводилась и в электронном виде мне не попадалась.
Скорее всего, цитата взята из какой-либо монографии, типа "Шнеерсон Г. Французская музыка XX века" или "Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века".
Фильма с его музыкой: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1951704
Пластинка с его трио для струнных: http://www.amazon.com/French-Delights-Ravel-Concerto-Major/dp/B00004LB0Y/ref=sr_1_1?ie=UTF8&s=music&qid=1268005945&sr=1-1
"Когда я встретил Дебюсси, он был полон Мусоргским и настойчиво искал пути, которые не так-то и просто найти. В этом отношении я его давно переплюнул. Меня не отягощала ни Римская премия, ни какие-либо другие, ибо я был подобен Адаму (из Рая), который никогда никаких премий не получал — несомненно лентяй!…
Я писал в это время «Сына звёзд» на либретто Пеладана и объяснял Дебюсси необходимость для француза освободиться от влияния вагнеровских принципов, которые не отвечают нашим естественным стремлениям. Я сказал также, что хотя я ни в коей мере не являюсь антивагнеристом, но всё же считаю, что мы должны иметь свою собственную музыку и по возможности, без «кислой немецкой капусты». Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы видим у Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и прочих? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?
"Коллективный балет Шестёрки" - видимо, "Веер Жанны".
Он к Шестёрке отношения не имел - некая мадам Жанна Дюбо - всеобщая благодетельница и заодно патронесса детской балетной школы, заказала в 1927 году десяти своим знакомым композиторам десять стилизованных танцев в классической форме. Каждый получил по перу из её веера - отсюда название.
Среди композиторов - Равель, Онеггер, Ибер, Руссель, Флоран Шмитт. Трое участников Шестерки - Мийо, Пуленк и Орик.
Ещё был Делануа, Ролан-Манюэль и Ферру.
Шмитт для этого дела вытащил свой вальс-карнавал 1903 года под названием Kermesse-Valse.
<как только он перестал изобретать свой стиль, он тут же и обрёл его.>
Сати был чересчур умным, чтобы что-то "обретать" - такие люди обречены изобретать.
"Обрёл" свой стиль, например, Дебюсси (с подачи того же Э.С.)
Будь Сати композитором, ему было бы достаточно "Гимнопедий", чтобы получить "резонанс публики", "благосклонность критики", "войти в анналы" французской музыки и спокойно трудиться всю жизнь в этом, найденном им, направлении.
Его беда/удача была в том, что он не был композитором в самом прямом, банальном смысле слова - у него не было диплома. Это значит, в парижском музыкальном эстеблишменте его статус был нулевым. Он был никто. Он мог сочинить Турангалила-симфонию или изобрести атомную бомбу - его никто не стал бы слушать, кроме пары-тройки друзей, которые подкармливались его "изобретениями".
Любая его идея, совершив замкнутый цикл у него в голове, при отсутствии публичного резонанса, становилась ему не нужна и он был вынужден изобретать для себя новую игрушку. Он был вне игры.
Образно говоря, он оставил после себя музыкальные бомбы с непостижимыми часовыми механизмами которым так и не суждено было сработать при его жизни.
А после его смерти этими механизмами стали заниматься сапёры совсем не той квалификации.
Вот если посмотреть, в какой программе Чикколини играл Сати (в 60-х) - там Дебюсси и Равель. То есть рамки очерчены достаточно чётко - у Чикколини Э.С. - из этой компании.
А у Такахаши он соседствует, скажем, с Ксенакисом и Мессианом. Совсем другой композитор получается в таком контексте.
У Алессандры Челлетти (Esoterik Satie) - Гурджиев-де Хартман и Галуппи. Ещё вариант.
Молодого Э.С. выгнали из Консерватории в своё время за неспособность усвоить именно т.наз. "французскую традицию" и он положил много сил, чтобы уйти от неё как можно дальше и "изобрести" свой уникальный стиль. Это нам отсюда он кажется "типичным французом, вроде Дебюсси или Равеля", а тогда всё было гораздо сложнее.
Я вот это имел в виду.
Как "хрестоматия" - это издание однозначно "must have".
Разные "обменники" - разные курсы обмена, что ж тут такого?
Rock Bottom - не столько "кентерберийский рок", сколько "Повесть о настоящем человеке".
Упаси-господи от такого жизненного опыта, но Битлз даже на своей желтой подводной лодке не опускались на такие глубины (имею в виду Rock Bottom), которых достиг Уайетт на кресле-каталке.
Может, Леннон, после того, как его застрелили, и записал что-то подобное, но в наших краях это не продается.
<3> Слушатель, который так хорошо разбирается в "кентерберийском роке" и упоминает Caravan, Soft Machine и Henry Cow, пишет про самый известный альбом Уайетта - "Сейчас скачаю и послушаю"?