Жорж Клутенс (George Cloetens, 1871-1949) - бельгийский органный мастер и изобретатель - кроме "лютеала" (Le Luthéal, 1919), запатентовал ещё "орфеал" (L'Orphéal - гибрид рояля, органа и фисгармонии),"оклеал" (L'Ocléal, 1927 - клавикорд с монохордом) и "клавеал" (Le Clavéal, 1947 - усовершенствованный лютеал).
В бельгийском патенте № 278726 от 28 января 1919 года говорилось: "Лютеал ... приспособление, делающее возможным изменение тембра струнных инструментов, приводимых в действие с помощью клавиатуры или вручную" ("...un dispositif permettant de modifier les sons produits par tout instrument à cordes touché par clavier ou au doigt").
Лютеал, таким образом, был не инструментом, а железной рамой, которая привинчивалась сверху к роялю. Спереди у рамы было четыре круглых ручки, наподобие дверных (2 басовых, 2 сопрано),манипулируя ими, исполнитель мог добиваться имитации звучания клавесина, арфы или лютни. Техника управления напоминала органную.
Для получения клавесинного звука нужно было, двигая ручку, расположить стальные шпильки в миллиметре от струн. Шпильки касались струн только при громкости выше меццо-форте, при этом инструмент звучал, как клавесин, сохраняя динамику фортепиано.
При имитации арфы, на определённые струны опускались тонкие полоски войлока, в результате чего при игре возникали флажолеты, а тон повышался на октаву..
Смешивая эти два эффекта, исполнитель добивался звучания, отдалённо напоминающего венгерские цимбалы.
...На следующий день после премьеры "Цыганки" в зале Гаво 15 октября 1924 года (Самуил Душкин - скрипач, Беверидж Уэбстер - "лютеалист"), парижские газеты сообщили об "инструменте-гибриде, пытающемся быть одновременно роялем, цимбалами и клавесином, в реальности же напоминающем о громыхании музыкальной шкатулки в чугунном котле" и об "инструменте пока малоизвестном, но способным порождать созвучия изысканные и разнообразные".
Первый - равелевский - лютеал, по всей видимости сгинул в пламени вместе с залом Гаво во время большого пожара.
Олег, нет ли возможности найти недостающие в фортепианном альбоме две прелюдии Op. 26?
Очень понравился "Бестиарий", жаль Аполлинер не услышал.
Что до его "партийности", то PCF - не ВКП(б). У них в компартии, например, практически все сюрреалисты состояли, взять хоть Бретона или Элюара с Арагоном.
Я, конечно, в современной поэзии не эксперт, но, по-моему, это было лишним.
Вот Вам оригинал, для оттачивания остроумия:
Musique aux oreilles végétales Autant qu'éléphantiaques Les poissons crient dans le gulf-stream Bidon juteux plus que figue Et la voix basque du microphone marin Duo de music-hall Sur accompagnement d'auto Gong Le phoque musicien 50 mesures de do-ré do-ré Ça y est ! Et un accord diminué en la bémol mineur ETC.! Quand c'est beau un beau joujou bruiteur danse la sonnette Entr'acte A la rentrée Thème: CHARLOT chef d'orchestre bat le mesure Devant L'européen chapeauté et sa femme en corset Contrepoint: Danse Devant l'européen ahuri et sa femme Aussi Coda: Chante Ce qu'il fallait démontrer
По случаю перевёл "Посвящение Эрику Сати" Блеза Сандрара:
Музыка в уши растений А также в слоновьи уши Рыбы кричат в Гольфстриме Банка вкусней инжира И баскский голос микрофона морского Дуэт из Мюзик-Холла В сопровождении авто Гонг Тюлень музыкант 50 тактов до-ре до-ре Готово! И уменьшенный ля бемоль минор И Т.Д.! При хорошей погоде красотка-шумелка пляшет звонок Антракт До встречи Тема: Шарло дирижёр отбивает такт Перед Европейцем в шляпе и его женой в корсете Контрапункт: Танцует Перед европейцем ошеломлённым и его женой Тоже Кода: Поёт Что и требовалось доказать
В отличие от Франка д'Энди был богат и мог позволить себе разные чудачества в духе средневекового донкихотства и был объектом насмешек со стороны "прогрессивной Консерватории" (даже Дебюсси глумился над ним за глаза).
Но в том, что де Северак был обласкан "дебюссистами" и самим Дебюсси, была заслуга д'Энди.
Однажды де Северак в классе композиции сочинил симфоническую поэму "Нимфы в сумерках", как следовало из названия, стопроцентно дебюссистскую, и показал своему учителю.
Неожиданно для де Северака, д'Энди не только не убил его своей саблей за использование "вражеской" техники композиции, но предложил и дальше сочинять в том же духе,
Таким образом, де Северак в своих ранних сочинениях умудрялся совмещать противоположные ноу-хау - консерваторско-дебюссистский "вертикально-гармонический" и дэндистский "горизонтально-контрапунктический" подход к композиции. Но, поскольку, от "исторического выбора" в пользу Школы или Консерватории он отказался, то и оказался практически вычеркнут из истории французской музыки.
Искусство сидения на двух стульях не приветствовалось тогда.
Предки его мамы были арагонские испанцы. Отсюда и Каталония.
Пра-прадед был знаменитый политик и роялист Бертран де Мольвиль - морской министр при Людовике XVI.
Де Северак был в очень хороших отношениях с д'Энди - оба происходили из южных дворян (де Северак - барон, д'Энди - виконт), учитель часто приглашал ученика на летние каникулы к себе в Шато де Фог (департамент Ардеш).
Есть мнение, что то, что де Северак написал "в деревне" - его каталонская музыка - и есть его главное достижение.
В так называемый "переходный период" - когда Дебюсси кончился, а нео-классики 20-х ("Шестёрка" и пр.) ещё не начались - де Северак разработал свой собственный стиль, который ни в коем случае не стоит рассматривать с точки зрения творчества Дебюсси или даже Равеля.
А что до интриг, так его в Париже любили как "дебюссисты", так и "дэндисты", и концерты у него были, пока учился.
Он по идейным соображениям не захотел быть "французским" композитором, решив стать композитором "лангедокским".
Павел, возможно, и не "вскинулся" бы, если б не остался без внимания комментарий номер 12, в первой своей части являющийся дезинформацией.
Анни Плейден, Мари Лорансен, Луиза де Котиньи-Шатийон, Мадлена Пажес - дамы из этого (далеко не полного) списка, думаю, горячо поспорили бы с Юрой по поводу "нетрадиционной ориентации" Аполлинера.
(А что до Пуленка - то да, эту оперу 48-летний озорник посвятил своему шоферу).
Tombeau - название музыкального жанра (Франция 16 - 17 в.в).
Представлял собой инструментальную композицию, сочинённую по случаю смерти того или иного человека. Первоначально сочинялся для лютни и являл собой "музыкальное надгробие". Как правило, состоял из алеманды и паваны.
В отличие от итальянского lamento, tombeau (томбО) был более сдержан в экспрессивных средствах выражения скорби.
К 18 в. жанр был забыт и вновь появился в начале 20 в.
"Картины, в которых рисуется жизнь героини, сочетают элементы многих жанров: античной трагедии, средневековой мистерии, оперы, оратории и др. В музыке цитата из григорианского хорала или сложная хоровая полифония соседствуют с мелодиями опереточного и джазового характера (особенно в сценах суда над Жанной, где судьи показаны сатирически - как зверинец). Однако действие отличается единством и стройностью. Во многом такая целостность достигается благодаря использованию "сквозных" тем, проходящих через произведение.
Таких тем три: скорбная тема (страдания и мрачные предчувствия героини), "соловьиная тема" (пастушеский наигрыш флейты) и детская песенка "Тримазо", которую исполнительница роли Жанны поёт под аккомпанемент скрипок и волн Мартено. Две последние темы олицетворяют чистоту души героини."