Норман Лебрехт о Караяне. - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 34
  • 1
  • 2
  • 3
  • 33
  • 34
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Норман Лебрехт о Караяне.
Норман Лебрехт о Караяне.
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 01:19 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Случайно наткнулся на нелицеприятную статью некоего Нормана Лебрехта. Он пишет в довольно ненавистическом тоне.

Вот она:
Чудовище и его миф

Трудно поверить, но чудовище снова среди нас. Пройдитесь по любому парижскому бульвару – оно на всех рекламных плакатах: стоит с закрытыми глазами в позе демонстративной одухотворенности – позе, которая так смущала и возмущала многих работавших с ним музыкантов. В вашем местном музыкальном магазинчике – если таковой у вас еще есть – чудовище вытесняет современных маэстро со стеллажей и полок, заполоняя их своими доселе неизданными записями и подарочными изданиями.

Мировые музыкальные фестивали и оркестры отмечают столетие Караяна. Январские концерты в Зальцбурге и Люцерне, выступления в Берлине и Вене, где караяновская гегемония была неоспоримой, праздничный лондонский концерт оркестра «Филармония» – того самого, что выгнал Караяна в середине пятидесятых за «too much of a Nazi». Куда вы ни посмотрите в этом году, Герберт фон Караян везде на повестке дня, и вся индустрия классической музыки работает не покладая рук, чтобы удержать его на виду. «Помните! 2008 – год Караяна!»

Классическая музыка в гораздо большей степени, чем любой другой вид искусства, заложник всяческих юбилеев. Концертное расписание согласуется с датами жизни покойных композиторов – Моцарт в 2006 году, Григ и Элгар – в прошлом, Мессиан – на подходе. Но если композиторские сезоны действительно могут стимулировать возникновение новых идей и новых работ, то воскрешение дирижера из мертвых не имеет никакого смысла и не может спровоцировать ничего, кроме очередного культа личности.

Смерть – величайший уравнитель. Если не считать тех, кто умер настолько богатым, что может позволить себе купить шанс на бессмертие. Ни один классический музыкант, даже Паваротти, не умирал таким богатым, каким умер Герберт фон Караян. На момент смерти в июле 1989 года его надежно защищенное от налогов состояние превышало 300 миллионов долларов, а роялти с записей и по сей день продолжают поступать на счет его третьей, и последней, жены Эльет, бывшей модели Дома моды Диор.

Караян был самым записывающимся дирижером за всю историю. На его счету 900 альбомов, включая пять комплектов симфоний Бетховена в форматах моно, стерео, видео, супервидео и цифра. Он использовал все свое влияние, чтобы отвадить Бернстайна, Шолти, Арнонкура, Баренбойма и других возможных конкурентов от Зальцбурга и Берлина, двух цитаделей музыкального искусства. Искусства, которое он превратил в коммерческий продукт и довел до культурной деградации.

Караян презирал модерн, избегал большую часть современных композиторов и ставил оперные представления, которые выглядели устаревшими на два поколения. Его вкусы относились к эпохе нацизма – он сочетал увлеченность новыми технологиями с преклонением перед популистским и высокопарным искусством. Он был, почти во всем, дитя того времени.

Выросший в Зальцбурге во время и после Первой мировой войны, Караян отчаянно пытался сделать карьеру еще до того, как Гитлер захватил власть в Германии. С изгнанием еврейских и левых музыкантов двадцатисемилетний Караян стал музыкальным директором в Рейхе – «Чудо-Караяном», как в 1938 году озаглавил свою статью Геббельс. Караян крайне удачно вписался в контекст новой Германии – белокурый, с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры до тех пор, пока не перешел черту, женившись на богатой наследнице с еврейскими корнями.

После войны он был в срочном порядке вызван представителем фирмы EMI Уолтером Легге в Лондон для участия в записи с недавно сформированным оркестром «Филармония». При встрече с британскими музыкантами, которые воевали на противоположной стороне, Караян использовал все свое обаяние и мастерство – и в итоге создал ансамбль мирового уровня. Дирижер отточил на нем свой фирменный «стиль красоты» – музицирование, ставящее эстетику выше смысла.

К тому времени, когда лондонские музыканты принялись атаковывать его за высокомерие, Караян уже был на полпути к тому, чтобы стать пожизненным дирижером Берлинского филармонического оркестра, а также директором Венского государственного оперного театра и Зальцбургского фестиваля. Ни один маэстро в мире никогда не обладал такой властью. И, даже последовательно расставаясь со своими постами и должностями, Караян до самой смерти продолжал оказывать тлетворное, реакционное, антидемократическое и абсолютно безответственное влияние на музыку – искусство, которое в каждом своем проявлении зависело теперь от финансовых вложений со стороны публики.

Это, видимо, и есть те самые отмечаемые ныне «достижения», которые сопровождаются потоком непритязательных медиапрограмм и общим помутнением рассудка и памяти. Меня удивляет, когда я вижу, как чествуют Караяна в Париже – городе, где он дирижировал «Хорстом Весселем» (нацистский партийный гимн. – Ред.) во время гитлеровской оккупации. Меня поражает, когда я слышу, как Валерий Гергиев и Саймон Рэттл – люди, сотворившие себя сами, – называют Караяна своим учителем, словно тайно завидуют его славе.

Основными вдохновителями нынешних празднеств стали две движущие силы – Фонд Герберта и Эльет фон Караян, который сам оплачивает некоторые из музыкальных событий, и группа некогда могущественных звукозаписывающих компаний, пытающихся сдвинуть непроданные горы караяновской продукции в сторону новых рынков, в особенности Китая, России и Индии. Впрочем, эта затея может оказаться их лебединой песней.

Прослушивая записи Венского филармонического оркестра, я снова поражаюсь его космической энергии в «Планетах» Хольста – но меня тут же раздражают его вялость и самолюбование в григовском «Пер Гюнте». Караян имел склонность к усреднению музыки – он подминал ее под свою «политику красоты», подавляя ее художественное разнообразие. Слушать Караяна слишком долго – все равно что провести месяц в «Макдоналдсе». Тошнотворное и притупляющее всякие чувства времяпрепровождение. Те, кто услышат в этом году Караяна впервые, будут, я полагаю, поражены его однообразием.

Многие будут гадать, почему многонациональная индустрия решила вдруг воскресить человека, который не создал ни одной оригинальной ноты, не оставил после себя никакой четкой идеи и не представлял собой никакой человеческой ценности. Герберт фон Караян – и с моральной, и с творческой точки зрения – был пустым местом. И проверку временем его миф не выдерживает.

Мне кажется статья заказная. Особенно про горы караяновской продукции вызвали во мне улыбку. Его записи покупают, да и количество скачиваний с его записями  огромно. Что его забудут - это вряд ли. Разве сегодня молодые люди любящие классическую музыку не знают кто такой Караян и не имеют его записей? - весьма маловероятно. Автор ошибается. Караяна не забудут потому, что сейчас нет дирижера, который имел бы такой талант как у Караяна.  (Про Фуртвенглера я вообще молчу - это самородок). Кто заменит Караяна? Гергиевы и Курентзисы и иже с ними вся их кодла. Сейчас вошло в моду поливать его грязью. Неужели черная зависть зашкаливает? Да часть правды в этой статье есть, я согласен.Одного не пойму, зачем считать его бездарностью, сравнивать его записи с "Макдональдсом" и заявлять что его записи вызывают тошноту. Носом чую что это заказ.

Добавлено (21 Сентября 13, 01:19)
---------------------------------------------
Уважаемые форумчане. Действительно любить Караяна считается дурновкусием? На многих музыкальных форумах многие форумчане буквально чуть ли не матерят караянопоклонников. Слюной брызжут, пытаясь доказать, что караянопоклонники дураки, которые ничего не смыслят в дирижерах и в музыке вообще. Конечно, что бы там про Караяна не говорили, я как любил его и люблю, просто хотел бы услышать авторительное мнение о Караяне вообще, из уст  музыкантов и просто людей толковых в музыке.

Сообщение отредактировал Amvrosiy - Суббота, 21 Сентября 13, 01:11
 
Vladimir-LeoДата: Суббота, 21 Сентября 13, 08:56 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 153
Статус: Offline
Абсолютно с Вами согласен, Амвросий. Я уже создавал тему о Лебрехте, где уважаемый Константин (Фуртвенглер) справедливо назвал его "обыкновенным сплетником от музыки".

Цитата
Герберт фон Караян – и с моральной, и с творческой точки зрения – был пустым местом. И проверку временем его миф не выдерживает.
 
С тем же успехом он мог бы это сказать, к примеру, о Чехове.
 
nibelungДата: Суббота, 21 Сентября 13, 10:25 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2280
Статус: Offline
Для Лебрехта эта статья ещё не самая резкая. Караян был выдающимся, но и сильно переоценённым дирижёром, который был избран граммофонной промышленностью как коммерческий продукт. И всё это продолжается даже теперь, когда от бизнеса почти ничего не осталось. Сейчас мы имеем кучу забытых и полузабытых имён великих музыкантов, которых воскрешают мелкие фирмочки и энтузиасты-коллекционеры, массу невостребованных и постепенно разрушающихся лент в радиофондах и несколько имён-икон, которых продолжают эксплуатировать.
 
FrippДата: Суббота, 21 Сентября 13, 10:44 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
Что не так по фактам написал Норман Лебрехт?

Лебрехт в своих книгах приводит много фактологической информации.
А его оценки (как Караяна, так и иных) - это его оценка.
Караян, действительно, переоценен и один из тех , кто "Убил классическую музыку".
 
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 11:09 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
Караян был выдающимся, но и сильно переоценённым дирижёром, который был избран граммофонной промышленностью как коммерческий продукт. И всё это продолжается даже теперь, когда от бизнеса почти ничего не осталось. Сейчас мы имеем кучу забытых и полузабытых имён великих музыкантов, которых воскрешают мелкие фирмочки и энтузиасты-коллекционеры, массу невостребованных и постепенно разрушающихся лент в радиофондах и несколько имён-икон, которых продолжают эксплуатировать.
Вы правы конечно, но большой вопрос - НЕЗАСЛУЖЕННО ЛИ забыты эти дирижеры? 
Цитата
Караян, действительно, переоценен и один из тех , кто "Убил классическую музыку".
Если  убил, где тело классической музыки? А нет тела нет и дела. Тогда и Бетховен убил классику. Вон как его раздули, Бетховен звучит почти чаще всех остальных вместе взятых. Бетховен закрыл доступ к малоизвестным композиторам его времени. Так фирмы иногда издают  их произведения. Бетховен переоценен, Бетховен убил классическую музыку. Он не дал раскрытся десяткам композиторов его времени. Дюссек, Шпор почти начисто забыты, а слава Бетховена наоборот растет.

Добавлено (21 Сентября 13, 11:09)
---------------------------------------------
Классику убил не Караян, а попса. Причем тут Караян? Людям не нужна классика. Им не только Караян не нужен но и Фурты, Шолти, Менгельберги, Арнонкуры даром не нужны. Им даже эти фамилии ничего не говорят. Если человек который слушает попсу, захочет послушать Грига "В пещере короля" ему до глубокой фени кто дирижер, главно что б музон за жабры цеплял.

 
FrippДата: Суббота, 21 Сентября 13, 11:21 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
Вы бы ознакомились сначала  с тем, что пишет Норман Лебрехт не по случайным источникам, а по его книгам.
Там он подробно рассказывает (с фактологией), что именно сделал Караян в смысле "убийства".

"Три тенора" и "опопсение" академической музыки - в этом его огромная "заслуга".
 
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 12:14 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
Вы бы ознакомились сначала  с тем, что пишет Норман Лебрехт не по случайным источникам, а по его книгам.
Прочитав эту статью, я понял что не нуждаюсь в чтении его опуса. Лучше пусть попсой будет Классическая музыка,чем люди  вроде Михайлова, Лепса . Либрехт очерняя и поливая дерьмом Караяна, зарабатывает на этом деньги. Это "Черный пиар". Набоков и о Достоевском нечто подобное писал. Разве Достоевского перестали читать и издавать? Намедни я вычитал статью одной тетки о Бетховене. Мол дескать Бетховен -  это хорошо раскрученный продукт, и знаменитым он стал благодаря Эрцгерцогу, Разумовскому и проч. Дуссека никто не ракручивал, поэтому он не стал великим как Бетховен. Такое заявление вызывает подозрения о нормальности авторицы, или о ее безумной наивности, детскости.  Шуберт вообще писал почти все произведения "в стол" его никто не ракручивал, а время показало, что он гений. Я думаю, надо довериться времени, оно покажет пустое ли место Караян?


Сообщение отредактировал Amvrosiy - Понедельник, 07 Октября 13, 03:59
 
FrippДата: Суббота, 21 Сентября 13, 12:31 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
Эта статья вообще непонятно откуда и ссылки на её оригинал Вы не дали.

Мне непонятно - Вы выступаете против серьёзной критики?
В книгах Нормана Лебрехта изложена аргументированная, подтвержденная фактами (со ссылками на источники) точка зрения.
И высказывается он о Караяне резко, но не просто огульно.

Все разговоры о "черном пиаре", ссылки на всяких господ Михайловых и Лепсов, на Набокова и Достоевского, в контексте данной дискуссии ничего не проясняют и только уводят в сторону.
Если Вы желаете разобраться - читайте оригинальные работы Лебрехта.
Если не хотите разбираться - зачем заводить подобный разговор?

А время уже многое показало.
 
CassisДата: Суббота, 21 Сентября 13, 12:56 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 2329
Статус: Offline
С другой стороны, если бы не Караяны и ко., то народ не пошел бы искать чистой, можно сказать, девственно свежей, музыки которая в изобилии сочинялась до 19 века. В этом смысле и Шёнберга можно похвалить, хотя, конечно, лучшее что можно было сделать, это изобрести машину времени, изловить этих господ и вовремя нейтрализовать чугунной трубой.  diablo

Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 13:25 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
Если Вы желаете разобраться - читайте оригинальные работы Лебрехта. Если не хотите разбираться - зачем заводить подобный разговор?
Разговор о том, что у людей совести нет. Да я с частью статьи Лебрехта согласен. Он прав.  Караян не был святым. Мне тоже не нравиться его погоня за деньгами. Но называть его пустым местом неправильно. Караян дал путевку к славе и известности многим звездам. И большенство его записей гениальны. Так же мне не нравиться его утверждение о том, что слушать Караяна долго нельзя - тошнить начинает. Это бредовое утверждение. В остальном Лебрехт прав. Но сама статья написано грубо по-шовинистки. Как будто Караян чем-то лично насолил Лебрехту.

Добавлено (21 Сентября 13, 13:25)
---------------------------------------------
Я за критику, но без личной ненависти и шовинизма.


Сообщение отредактировал Amvrosiy - Суббота, 21 Сентября 13, 13:28
 
FrippДата: Суббота, 21 Сентября 13, 13:48 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
Я повторю - Вы даете перевод с неизвестного оригинала.
Вы можете дать гарантию, что в оригинале Лебрехт именно так выражает свои мысли?

Я не согласен с мнением о том, что большинство из его записей гениальны. Но это вопросы спорные.

В оригинале Лебрехт утверждает, что Караян использовал достижения рекорд-индустрии в своих личных целях, чем активно способствовал уничтожению многих
музыкантов, и людей в рекорд-индустрии. Что Караян убирал со своего пути всех неугодных, не приносящих приличной прибыли.
Все современные ему средства медиа были запущены для распространения искусства Караяна. И это поддерживалось крупнейшими звукозаписывающими концернами.

То, что Вы читаете на русском - это , прежде всего переводчик, а не Лебрехт.
К русским переводам Лебрехта есть претензии (особенно к Сергею Ильину).

Так, что возражать надо не словам, а позиции. А чтобы ей возражать - её нужно ЗНАТЬ.
Лебрехт не ангел, но критиковать нужно по делу, а не по непонятно откуда взятому переводу.

Добавлено (21 Сентября 13, 13:48)
---------------------------------------------

Цитата
С другой стороны, если бы не Караяны и ко., то народ не пошел бы искать чистой, можно сказать, девственно свежей, музыки которая в изобилии сочинялась до 19 века.

Я бы уточнил - не народ, а люди :)
 
SergeCppДата: Суббота, 21 Сентября 13, 13:53 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 237
Статус: Offline
Амвросий, будьте последовательны в словах "Я за критику, но без личной ненависти и шовинизма." - вы много более резко, даже неприемлемо, пишете выше в этой теме о Михайлове, Лепсе, о Лебрехте. Прямо иллюстрация к соответствующей цитате Евангелия про соринку и бревно.

http://zoozahita.ru — Бездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
 
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 14:03 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
Амвросий, будьте последовательны в словах "Я за критику, но без личной ненависти и шовинизма." - вы много более резко, даже неприемлемо, пишете выше в этой теме о Михайлове, Лепсе, о Лебрехте. Прямо иллюстрация к соответствующей цитате Евангелия про соринку и бревно.
Я пишу про них в самом мягком тоне. Это самые мягкие слова в их адрес. Дерьмом я назвал Михайлова и Лепса. А Либрехт не при делах. конечно грехов у меня больше чем хотелось бы, но не думаю что Михайлов и Лепс святее меня.

Добавлено (21 Сентября 13, 14:03)
---------------------------------------------
Цитата
Так, что возражать надо не словам, а позиции. А чтобы ей возражать - её нужно ЗНАТЬ.
Все знать мне незачем. Если переводчик напутал. Я снимаю вопрос.
За резкий тон и браные слова, я у участников прошу прощения.  Но хоть закидайте меня тапками, но не могу я Михайлова, Лепса и прочую шолупень иначе называть.


Сообщение отредактировал Amvrosiy - Суббота, 21 Сентября 13, 14:22
 
SergeCppДата: Суббота, 21 Сентября 13, 14:30 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 237
Статус: Offline
Зачем же тогда говорить "я за ...", нарушая своё же "за"?.. Будьте честны: "я за ..., но мне это всё - можно".

http://zoozahita.ru — Бездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
 
AmvrosiyДата: Суббота, 21 Сентября 13, 15:05 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Против Михайлова и Лепса можно

Добавлено (21 Сентября 13, 14:53)
---------------------------------------------
И не надо придераться к словам.

Добавлено (21 Сентября 13, 15:05)
---------------------------------------------
И я извинился за бранные слова на форуме. что еще вам надо?

 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Норман Лебрехт о Караяне.
  • Страница 1 из 34
  • 1
  • 2
  • 3
  • 33
  • 34
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz